Анна Кабисова
Северо-Кавказская студия кинохроники находится в одном из самых благодатных мест Владикавказа – в районе парка Дендрарий. Неприметный поворот с Московского шоссе между заправкой и кафе "Сагдиана" приведет к въезду на территорию студии. Небольшого размера табличка с названием практически скрыта ветками деревьев – это первый образ, который возникает при знакомстве с территорией: ранее мощная студия, гремевшая на весь союз, сегодня тихо и незаметно умирает. Двухэтажное здание расположено среди леса, в котором бурлит жизнь – птицы звонко поют, ветви деревьев покачиваются от легкого ветерка.
Директор Северо-Кавказской студии кинохроники Александр Григорьев рассказывает, что территория студии занимает два гектара земли, а двухэтажное здание, построенное в 1979 году, составляет четыре тысячи квадратных метров. На сегодняшний день все земли и корпуса студии удалось сохранить, кроме одного, где ранее располагались мастерские – его в 2010 году приобрел один из бизнесменов республики.
Последний год киностудию безбожно разворовывали
Александр Григорьев рассказывает, что за те два года, что он находится в должности директора студии, они судились 25 раз по вопросам, связанным с невыплатой сотрудникам и предыдущим директорам студии заработной платы и невыплатой налогов. Штрафы за невыплату зарплаты Григорьев платит из собственного кармана, не получая, как и все остальные, за свою работу ни копейки. На собственные средства директор студии установил металлическую дверь и камеры видеонаблюдения – последний год студию "безбожно разворовывали".
Выносили все, что могло пригодиться в качестве металлолома – из технологического оборудования вырезались компоненты, содержащие медь, монтажные столы и кинопроекторы растаскивали на куски, только бобины с пленками так и лежат неприкосновенными – мародерам не понадобился фильм "Крамер против Крамера" и другие шедевры из коллекции студии.
Сторожа оставались преданными студии до последнего момента – работали без зарплаты просто потому, что не могли позволить терять культурное достояние и, в конце концов, были вынуждены приостановить свою работу по 142 статье трудового кодекса РФ - ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы.
В 2010 году в пожаре на студии погиб механик студии
Ходить по зданию студии невозможно без слез. Все помещения находятся в запустении, но везде видны следы былой творческой атмосферы – обрывки пленок, плакаты к фильмам, в проявочной комнате до сих пор висят стройными рядами засвеченные от времени кинопленки. В подсобках операторов на полках лежат книги и объективы, на стенах - фотографии со съемок, репродукции картин и даже личные вещи.
В 2010 году на студии случился пожар – тогда погиб механик студии по ремонту сложной техники Владимир Борисов. Сегодня в том помещении нет окон, и пустые обожженные стены болезненно резонируют с живым экраном – видом на лес, который так похож на экран кинотеатра. Смотреть это кино можно бесконечно долго, хоть картинка и не меняется – свет перебирает верхушки сосен, над ними колышется летнее небо. Известное изречение "жизнь коротка - искусство вечно" в этом контексте меняет свой смысл на противоположный – время и равнодушие убило искусство кино, а жизнь все так же продолжается.
Все зависит от подписи главного человека страны
Александр Григорьев рассказывает, что три года назад, когда министр культуры РФ Владимир Мединский заявил о том, что федеральный центр готов передать студию кинохроники любой из республик СКФО, эту новость в Осетии восприняли с энтузиазмом. Руководство студии при активной помощи министерства культуры республики подготовили пакет документов в Москву для рассмотрения и дальнейшего решения судьбы студии. Но это рассмотрение длится все эти годы. После прохождения пакета документов по всем инстанциям федерального уровня, начиная от министерства культуры, министерства финансов, министерства экономического развития и заканчивая росимуществом, документы неизменно возвращаются с пометками добавить ту или иную дополнительную справку.
Студия и республиканские власти терпеливо пакет пополняют - все инстанции документы проходили уже пять раз. Одно из последних замечаний Москвы заключалось в том, что им необходимо документальное подтверждение того, что в случае передачи студии республики, она обязуется сохранить профиль киностудии – ничего иного в этом здании и на прилегающей территории быть не должно. Это подтверждение предоставил глава республики Вячеслав Битаров. По словам Григорьева, все зависело только от подписи главного человека страны – президента Владимира Путина.
"Рассмотреть и поддержать"
Попытки спасти и возродить киностудию начались не сегодня и даже не три года назад. В 2014 году по инициативе председателя Северо-Осетинского республиканского отделения Союза кинематографистов России Вячеслава Гулуева, было составлено письмо на имя Владимира Путина с просьбой помочь в возрождении киностудии, под которым подписались все председатели Союза кинематографистов республик Северного Кавказа.
Письмо Путину передал лично Никита Михалков, президент вынес резолюцию на имя премьера Анатолия Медведева: "рассмотреть и поддержать". Но личная подпись Путина так и не помогла: Вячеслав Гулуев считает, что им не повезло только потому, что на Украине началась война - стало не до этого.
Где теперь национальное кинематографическое достояние республики
Студии в какой-то степени повезло немного раньше – был риск, что она в принципе прекратит свое существование, когда в 2000 году все государственные учреждения подлежали приватизации. Под этот дамоклов меч попала и студия кинохроники.
Немедленную смерть отложил закон, по которому государственные учреждения не могли автоматически быть приватизированы, для этого нужно было сначала перевести их в статус федерального государственного унитарного предприятия (ФГУПа), затем - в статус ОАО, и уже потом приватизировать. Тогда, правда, случилось событие, которое многие считают трагедией, а кто-то благом. ФГУПа появилось два: ФГУП студия и ФГУП фильмофонд.
Последний ликвидировали сразу же после того, как архив студии – а это все фильмы, которые были сняты на протяжении многолетней работы, то есть национальное кинематографическое достояние республики – передали в федеральный архив в Красногорск. Сегодня, чтобы получить копию любого фильма, нужно его купить из архива за большие деньги. Оптимисты считают, что это спасло национальный архив от гибели: кто знает, сохранились бы пленки с фильмами в условиях, в которые пришла студия за время своего запустения. Они могли погибнуть в пожаре, их могли вынести мародеры, просто могли прийти в негодность – всякое могло произойти.
ФГУП студия стала ОАО – сто процентов акций студии с тех пор принадлежат государству (Росимуществу России), и до сих пор их никто не смог приобрести только потому, что в 2016 году вышло поручение Владимира Путина № Пр-15.15, согласно которому правительству было предписано не допускать банкротства и приостановить процедуру приватизации объектов киноиндустрии с государственным участием (долей). Тогда Северо-Кавказская студия кинохроники наряду с Мосфильмом, Ленфильмом, Союзмультфильмом, Свердловской и Ленинградской студией остались в статусе государственных. Этим же поручением правительству предписывалось совместно с властями регионов, на территории которых располагаются объекты кинематографии, в короткие сроки разработать и представить президенту государственную программу-концепцию развития киноиндустрии. Но такой программы нет до сих пор.
Глава Северной Осетии: студия будет возрождена
На сегодняшний день Северо-Кавказская студия кинохроники, как и многие предыдущие годы, находится в подвешенном состоянии. Долги растут – сегодня это уже 15 миллионов невыплаченных зарплат, налогов и коммунальных платежей. Обязательство, которое дал глава республики Вячеслав Битаров в мае текущего года – оплатить часть долгов студии, - не может быть выполнено, так как студия пока не принадлежит республике.
10 июня на экономическом форуме в Санкт-Петербурге Битаров сказал, что студия будет возрождена: "Мы представили свой план развития и воссоздания студии, которая бы позволяла снимать фильмы, подобно созданным в 1970—1980-е годы. Они стали классикой и очень востребованы по сегодняшний день в республике, во всех республиках Северного Кавказа". Также глава республики отметил, что воссоздание киностудии потребует больших средств. И поэтому власти региона в этой работе рассчитывают на помощь федерального центра.
Глава государства обещал уделить этой проблеме особое внимание, подчеркнув, что вопросы, связанные с развитием и поддержкой документального кино, находятся в приоритете руководства страны. "Северная Осетия будет благодарна, если с помощью данной площадки решится актуальный вопрос о передаче этого объекта в ведение республики", - отметил он.
Сегодня студия работает только формально – производственный процесс давно остановлен, последний фильм был снят в 2012-2013 годах. На студии нет отопления и воды, сотрудниками числятся четыре человека, которые последний раз заработную плату получили в мае 2011 года.
Нынешний директор Александр Григорьев признался, что согласился возглавить умирающую студию только потому, что хочет помочь возрождению кинематографа в республике. В течение сорока лет Григорьев совмещает работу оператора и фотографа с преподавательской деятельностью в этих же сферах, а работа в должности директора студии на общественных началах – дань уважения любимому делу, которому он посвятил всю свою жизнь.