ЦХИНВАЛ, 23 дек – Sputnik, Диана Козаева. Иудеи всего мира отмечают праздник Хануки. Он начинается каждый год 25-го числа еврейского месяца кислева и длится восемь дней. В этом году празднование приходится на период с вечера 22 декабря по вечер 30 декабря.
Ханука считается одним из главных еврейских праздников. Евреи отмечают его cо II века до н.э.
Праздник чуда и радости
Лидер израильской еврейской общины выходцев из Цхинвала Элион Виленчик говорит, что это чисто иудейский праздник и вряд ли в Южной Осетии остался хоть один человек, который его отмечает.
"Он больше детский праздник, праздник света, радости. История восходит к правлению Антиоха в Иудее. Когда греки захватили храм в Иерусалиме, еврейское сопротивление в течение трех лет вынудило греков уйти с их территории. И когда евреи пришли в свой разрушенный храм, они должны были его убрать. Но не было света. Тогда один из них нашел небольшой кувшинчик с маслом на дне. Масла было очень мало, но они зажгли лампадку и свершилось чудо – масло, которое должно было гореть буквально день, горело восемь дней. В связи с этим чудом, которое позволило иудеям привести в порядок храм, и отмечают праздник Ханука", – рассказал Виленчик.
Он отметил, что это праздник чуда и в эти дни не принято грустить и даже поститься. Напротив, главной пищей в эти дни должны быть пончики, пирожки, жареные в масле.
"У меня еще остались прошлогодние свечи"
В Еврейском квартале столицы Южной Осетии до сих пор живет единственная в республике представительница этого народа Рибка Джинджихашвили. Соседи знают ее как Розу.
Рибка не раз становилась героиней материалов Sputnik, после которых о ней узнали ее родственники в Израиле. Красный Крест в свое время был готов помочь женщине воссоединиться с близкими, но Рибка, всю жизнь прожившая в Осетии, наотрез отказалась уезжать отсюда.
За женщиной присматривает ее соседка, которая иногда приносит ей еду, помогает прибраться во дворе.
"Она ест только то, что приготовила я. Зимой я живу у сына, но часто прихожу проведать свой дом, а заодно и Рибку", – говорит она.
Женщина очень обрадовалась, увидев гостей. Она показывает опухшую ногу и следы от уколов на руке. Говорит, что врачи взяли у нее анализы, но ничего не выявили.
Узнав, что сегодня великий праздник Ханука, на глазах у женщины выступили слезы. Рибка говорит, что она не знала про это, но обязательно зажжет свечи, как и полагается.
"Я очень расстраивалась из-за того, что у меня больше нет еврейского календаря, и я не могла узнавать про праздники. У меня еще остались свечи с прошлого года. Их должно хватить", – сказала она.
Некогда Еврейский квартал в Цхинвале был одним из самых колоритных районов столицы. Рибка помнит, как раньше этот праздник отмечали евреи, которые жили в Цхинвале.
"Мы готовили много разных блюд, ходили друг к другу в гости. Это было очень хорошее время. Сейчас у меня уже никого не осталось", – говорит она.
Я знаю свой народ
Соседка Рибки рассказала, что недавно здесь были евреи из Израиля, которые жили в Цхинвале до войны. Они пришли в свой бывший район, осматривали старые дома, но никто из них не зашел проведать одинокую еврейку.
Женщина спросила Рибку, помнит ли она, как ее соотечественники даже не спросили у нее, как живет последняя еврейка в Южной Осетии.
Рибка очень оскорбилась, услышав это, и поспешила защитить своих.
"Вы же не знаете, о чем они думали. А я знаю свой народ. Они, наверняка, приехали что-то покупать, и если бы пришли ко мне, у них не хватило бы на это денег. Они ведь не пришли бы ко мне с пустыми руками", – уверена она.
Несмотря на такую любовь к своему народу, женщина даже не думает о том, чтобы уехать из Цхинвала и жить среди своих соотечественников. Двоюродный брат Рибки, который живет в Израиле, готов был принять свою родственницу.
"Это теперь мой дом. Моей мамы и братьев давно нет в живых. Я привыкла здесь, хоть и очень люблю свой народ, не хочу никуда уезжать", – говорит она.
Где стиральная машина?
После первой публикации о женщине, в которой она рассказала о том, что мечтает о стиральной машинке, ее мечту исполнили выпускники 1987 года средней школы №2. Тогда в доме Рибки не нашлось места, где можно было бы установить технику.
В этом году соседка помогла ей провести воду к дому, прибраться во дворе. Появилось и место, куда можно поставить стиральную машину. Но, по словам женщины, "приютившие" на время технику соседи не спешат отдавать ее обратно.
Рибка не сильно этому расстраивается. Говорит, что все равно постельное белье у нее украли, и стирать в машинке уже нечего.
Из истории праздника
После осквернения греками Иерусалимского храма вспыхнуло восстание, завершившееся победой иудейских войск. Изгнав захватчиков из Иерусалима, евреи восстановили оскверненный и частично разрушенный храм города. В день его освящения следовало зажечь главный храмовый светильник – менору, огонь которого надо поддерживать постоянно. Но чистого масла для светильника оказалось совсем мало. На изготовление же и освящение нового требовалось восемь дней.
Однако чудесным образом огонь в золотой меноре горел восемь дней, в течение которых и приготовили новые запасы масла. В память об этом событии в праздник каждый вечер зажигают свечи: одну — в первый день праздника, две — во второй, три — в третий и так далее до восьми, используя для этого, как правило, специальный подсвечник — ханукию. При этом принято устанавливать ханукию на улице у входа в дом или на подоконнике, чтобы ее свет был виден всем.
Праздник в этом году Рибка отметит одна. О том, что в Южной Осетии еще остались люди, которые помнят о празднике Ханука, расскажут свечи в окне старенького дома последней еврейки Цхинвала.