Александр Кундухов
От совсем маленьких комнатных до внушительных монстров. От недорогих машинок для веселых покатушек до дорогих спортивных болидов.
Многие путают радиоуправляемые модели машин с игрушками "на пульте". Но есть отличия, создающие между ними целую пропасть. И главные из них – возможность ремонта и замены любой детали и количество настроек. Сломанную машинку "на пульте", как правило, можно только выкинуть. Модель же будет жить почти вечно, при своевременной замене запчастей и узлов.
А вот настройки шасси – вообще отдельная история. Такому многообразию настроек позавидует любой настоящий автомобиль. Сход, развал, дорожный просвет – лишь сотая часть всех возможностей среднестатистической модели. Так что машинку можно настроить и под любые дорожные условия, и под стиль вождения.
Только у масляных амортизаторов с десяток различных настроек, позволяющих подстроиться под разные условия. Настройке поддаются дифференциалы и рычаги подвески, сцепление и мотор, спойлер и тормозная система. Все возможности для идеальной настройки машины для мощного старта и ровного торможения, для агрессивного и стабильного прохождения поворота, для хорошего сцепления с дорогой даже на ухабистых трассах, для зрелищных полетов с трамплина.
Модели on-road или "шоссеки"
Стремительные модели для трасс с хорошим асфальтовым покрытием. Стремительные и резкие, они способны развивать немыслимую скорость на трассе. За 100 и даже за 200 километров в час, и это не предел. Колоссально для машинок длиной около 45 сантиметров.
Близко к шоссейкам стоит еще один популярный в мире класс – дрифт. Очень модное направление автомоделизма, которое требует тонкой настройки машин и ювелирного управления.
Модели для триала и трофи
Отдельная вселенная автомоделизма. Вместо независимой подвески жесткие мосты, вместо дифференциалов – полная блокировка всех четырех колес и пониженная передача. Здесь нет головокружительных скоростей. Здесь захватывает другое – способность этих вездеходов преодолевать самые сумасшедшие препятствия, почти нарушая законы земного тяготения. В этом классе можно и нужно увлекаться красотой машины и копийностью.
Красивые кузова, повторяющие известные внедорожники, мелочевка, типа канистр, лопат и прочего, действующие фары, лебедки и даже водители.
И, наконец, самый развитый на юге России класс. Off-road
Весь спектр удовольствий. На трассе машины разгоняются до "сотни", входят в повороты, выкидывая грунт из-под колес, взлетают на трамплинах и приземляются, не сбавляя газа. Только в этом классе можешь узнать, что машиной, оказывается, можно управлять, даже когда она летит по воздуху.
Бензиновые, электрические и нитро (работающие на метаноле) моторы выдают обороты, которые не снились даже болидам Формулы-1. Все по-настоящему – квалификационные заезды и получасовые финалы, механик на пит-линии, дозаправки и мелкий ремонт прямо во время гонки. Сказать: море эмоций – ничего не сказать.
Да и, собственно, чем моделизм отличается от Формулы-1? Разве что тем, что пилоты-автомоделисты не ограничены правилами безопасности самих же пилотов, и могут позволить себе гораздо больший риск на трассе ради скорости.
Автомоделизм - спорт без возрастных ограничений. На равных за место в гонке бьются и юные моделисты, и любители почтенного уже возраста. Форы и привилегий нет ни у кого, здесь решают только умение управлять и настраивать свою модель.
Но идти в спорт – не обязательно, если нет такого желания. Можно просто приобрести модель и гонять в свое удовольствие. Во дворе или на поле, на рампах для скейтбордистов и на самодельных трассах.
Когда видят на улице автомоделиста, выгуливающего свою машинку всегда звучат два вопроса: "какая скорость?" и "сколько стоит?". С первым, вроде разобрались. А вот со вторым дела обстоят сложней.
Для начала хватит и пяти тысяч рублей. Чтобы попробовать, почувствовать. Китайские производители моделей – выдают неплохой продукт. Но совсем нет необходимости начинать "с малого". Можно замахнуться и на модель спортивного уровня бывшую в употреблении. Многие спортсмены так и делают. Главное не спешить и посоветоваться с уже опытными моделистами. Они подскажут, покажут, направят.
Покатушки во дворе, конечно, интересно и весело, но на трассе веселее. Соревнования стабильно проходят во многих регионах. Ближайший к нам турнир – "Кубок Эльбруса" в Кабардино-Балкарии: четыре гонки на двух трассах за год. Замечательный открытый чемпионат проводится энтузиастами в Ставропольском крае. А там и "на Россию" замахнуться можно… и на чемпионат Европы… В общем, главное начать.