В конце октября в детской школе искусств имени Свиридова в подмосковной Балашихе состоялась творческая встреча и концерт "Сердце отдаю детям" композитора и музыканта, художественного руководителя Госфилармонии Северной Осетии, председателя Союза композиторов Северной Осетии, заслуженного деятеля искусств России, лауреата Государственных премий России и Северной Осетии Ацамаза Макоева.
О том, как прошло мероприятие и почему детям важно заниматься музыкой, корреспонденту Sputnik Анне Кабисовой рассказала организатор творческой встречи Елена Спасова.
– Елена, расскажите, как возникла идея организовать творческую встречу с Ацамазом Владимировичем в Балашихе?
– Как обычно, все гениальное рождается неожиданно. Так и эта встреча возникла просто из теплого дружеского разговора с Ацамазом Владимировичем. Мы оба как дети загорелись идеей провести творческую встречу в нашей школе.
– Почему вам было важно провести эту встречу?
– У меня была мечта познакомить как можно большее количество детей и взрослых с волшебной музыкой Ацамаза Макоева. Очень хотелось, чтобы все узнали, какой он добрый и открытый, несущий свет и счастье – настоящий волшебник...
И если честно, то еще хотелось отвлечь его от морально тяжелых будней, ведь он вынужден бороться за выживание своего симфонического оркестра Филармонии, у которого нет даже зала для репетиций, не то что для выступлений. Формально Филармония есть, а по сути – она только в сердцах тех людей, которые этим живут. И самый главный хранитель этих переживаний – это Ацамаз Владимирович.
– Кто вам помог организовать встречу?
– Честно говоря, все получилось как-то само собой. Как вы знаете, 28 октября в Москве, в Большом театре проходило празднование 160-летнего юбилея Коста Хетагурова. Маэстро выступал там с потрясающим номером, где его волшебная музыка слилась с пластикой танца – это было гениально. Но ради творческой встречи с детьми нашей музыкальной школы, он прилетел в Москву на несколько дней раньше всей осетинской делегации. Это было очень приятно, ведь, насколько я знаю, он тщательно готовился к обоим выступлениям. В этом вся его поразительная натура – для него одинаково ценны и важные гости Большого театра, и обычные дети музыкальной школы.
– Как прошла встреча, какие отзывы у учеников и педагогов?
– В музыку Ацамаза Владимировича влюбляешься с первых нот... И не важно, взрослый ты или ребенок, понимающий в музыке человек или просто любитель. Эта музыка проникает в душу светом и теплом и заполняет каждую клеточку, делая тебя счастливым. Я знаю это с тех пор, когда мы впервые познакомились с его музыкой. Тогда по моей просьбе наша бабушка из Осетии прислала внукам книгу с нотами самой красивой осетинской музыки (это слова работников книжного магазина). И все, кто слышал здесь, в Балашихе, эту музыку, моментально в нее влюблялись. Так и на концерте, все были просто очарованы этой необычной для здешнего слуха, но прекрасной и завораживающей музыкой гениального и очень скромного человека.
Все, с кем мне удалось переговорить после концерта, были потрясены и поражены его чудесной музыкой и виртуозной игрой на рояле. Многие сравнивали его с Рахманиновым. Все выходили с концерта счастливыми – я свидетель.
– Расскажите, как вы познакомились с Ацамазом Владимировичем.
– Как я говорила ранее, его музыка уже давно стала неотъемлемой частью нашей жизни. Но я даже не могла мечтать о том, чтобы лично познакомиться с маэстро. Так получилось, что моя старшая дочь услышала на вашем YouTube-канале одно очень нежное произведение Ацамаза Владимировича - "Маленький принц". А этих нот в нашем сборнике его произведений не было. Тогда, переборов свое смущение, я написала ему о нашей проблеме.
Я и раньше с благодарностью писала ему о выступлениях детей с его произведениями на концертах и конкурсах. Ацамаз Макоев всегда был очень вежливым, и в этот раз ответил со свойственной ему добротой и вежливостью. И я даже не поверила своему счастью – он пригласил нас к себе в гости в Союз композиторов, чтобы лично познакомиться с детьми и подарить им сборник своих нот, где есть и "Маленький принц". Прилетев в Осетию на каникулы, мы встретились и познакомились с волшебником лично.
– Вы говорили, что ваши дети занимаются музыкой с Ацамазом Владимировичем. Расскажите, почему вам было важно, чтобы дети занимались именно с ним?
– Это нельзя назвать занятиями в классическом понимании этого слова, у нас не было такой цели – скорее дружеские встречи с музицированием, а еще с чаепитием и конфетами. Повторюсь, это была мечта, чтобы дети услышали, как далекий композитор из книжки стал близким и реальным, и сам играет свои волшебные произведения и дает дружеские музыкальные советы. Важно, потому что это уникальная возможность лично услышать от автора, что он хотел передать в том или ином произведении. Важно, потому что таких талантливых композиторов, готовых открыто, бескорыстно делиться своим творчеством и секретами, сейчас очень немного, а точнее сказать он – редкое исключение из нравов нашего времени. Мы искренне благодарны ему за все его добро.
– Что, на ваш взгляд, самое важное в уроках музыки – подход к детям, процесс занятия, что-то еще?
– Как мне кажется, детей нужно заинтересовать. Их можно заставлять играть снова и снова, но им будет не интересно, и они будут воспринимать игру на фортепиано как пытку или повинность. А если детям рассказать, о чем это произведение, что чувствовал автор, когда писал его и что хотел передать, что вообще происходило в мире в тот период времени, то у детей появляется интерес, у них горят глаза. Им хочется скорее выучить это произведение, чтобы можно было уже вести диалог с педагогом. К сожалению, многие педагоги упускают этот момент в занятиях. Но Ацамаз Владимирович обладает даром общения с детьми за роялем в полной мере.
– В чем на ваш взгляд уникальность Ацамаза Владимировича как педагога и музыканта?
– Конечно, я не профессиональный музыкант и мое мнение сугубо личное. За время моего недолгого наблюдения могу сказать, Ацамаз Владимирович – потрясающий педагог. Рядом с детьми он преображается. Он сам становится как озорной мальчишка, хотя если нужно, может начать серьезно, по-взрослому, обсуждать ту или иную музыкальную задачу.
Возможно, он слишком мягкий с детьми, но они его слышат и слушают. У него мало учеников, но те немногие, кто с ним занимаются, думаю, достигнут многого, ведь он бескорыстно вкладывает в них всю свою душу. А скольких юных дарований Осетии он открыл для всего мира. Будучи полноценным директором Филармонии с оркестром, он первый в новейшей истории музыки Северной Осетии позволял детям играть с настоящим оркестром и даже дирижировать, и это дало им толчок в жизни, раскрыло их талант. А теперь у него просто нет такой возможности.
Ацамаз Владимирович потрясающий музыкант. То, как рояль в его руках оживает, начинает петь – не каждому дано. Всю свою жизнь он создает гениальную осетинскую классическую музыку, он этим живет, ощущает мир звуками. Если задуматься, сколько всего потрясающего он создал в жизни, становится стыдно, что мы этого не ценим. Ведь такие талантливые люди рождаются, возможно, раз в столетие. Надеюсь, что весь его огромный вклад в культуру Осетии будет достойно оценен нашими современниками еще при жизни гениального творца.
Ацамаз Владимирович – светлый человек во всем, и он бесконечно дарит свой свет всем людям. В этом его уникальность. И очень хочется, чтобы в его жизни все было замечательно.
– Расскажите немного о себе. Что вас связывает с Осетией?
– Я родилась и выросла в Северной Осетии. И самые счастливые годы моей жизни я прожила здесь. С отличием окончила Владикавказское художественное училище, поступила в институт в Москве, который также окончила с красным дипломом. Но так сложилась судьба, что теперь я живу в Балашихе. Мой супруг из Осетии. Моя семья, мои друзья – все живут в Осетии, поэтому связь не разрывается.
Спасибо вам, Анна, за возможность рассказать и поблагодарить замечательного и очень скромного человека, талантливого композитора и пианиста, доброго волшебника – Ацамаза Макоева. Спасибо вам, Ацамаз Владимирович, за то, что вы есть у всех нас!