ЦХИНВАЛ, 24 июл - Sputnik, Ян Габараев. Любопытный парадокс: в Нартовском эпосе, жестком и специфически грубом фольклоре, все главные герои, самые храбрые и выдающиеся воины – музыканты. С этих слов в государственной библиотеке началась научная конференция, организованная по инициативе фонда выдающегося осетинского ученого и композитора Бориса Галати.
Убеленный сединами адыгский аксакал в национальном костюме с сияющими серебром газырями вышел на кафедру с докладом. Конференц-зал библиотеки к тому времени был заполнен, гости спешно рассаживались, запоздавшие журналисты осторожно пробегали в угол в поисках свободного места.
"Современные люди воспринимают свое, как чужое", - начал он.
Докладчик из Адыгеи около получаса громко и с неподдельным воодушевлением рассказывал об истории происхождения, потери и спасении "камыля". Это, упрощенно, открытая флейта из камыша (отсюда созвучное название инструмента) или металлической трубки.
Камыль - это человеческое изобретение, подсказанное природой. Неизвестно, когда именно люди догадались извлекать из него звуки, однако непримечательный камыш стал музыкальным инструментом благодаря личинкам, которые живут в тростнике. Разрастаясь, колония личинок "разрывалась", образуя ровные отверстия в стенках растения.
После громких аплодисментов докладчика сменил его молодой коллега, один из современных исполнителей на инструменте, в народе именуемых "камыльапща".
Еще полвека назад на всем Кавказе насчитывалось несколько десятков камыльапща, а уже в конце 90-х их остались единицы. Громадный пласт этнической музыки и исполнительской техники грозил уйти в историю. Требовались срочные меры.
"Магнитофонные записи игры на камыле со временем испортились. На записях было много посторонних звуков, через которые было сложно расслышать мелодию", - сказал он.
Энтузиасты оцифровали вековые аудиозаписи, изучили все доступные материалы, которые касались игры на камыле. Таким образом, майкопские ученые не просто сохранили национальный инструмент – благодаря Интернету собранная информация появилась в открытом доступе. Камыль получил вторую жизнь, и сегодня на нем играют школьники и лицеисты.
Гость из Адыгеи продемонстрировал старые фонограммы наигрышей и на привезенном инструменте переиграл их. Аудитория отвечала восторгом.
"Майкоп делает огромную работу в том, что касается народной музыки", - заметила руководитель музея имени Бориса Галати Лиана Гаглойтэ.
В середине конференции с докладом на английском языке выступила студентка австрийского университета Инссбрука. Она представила свое исследование музыкальной техники "йодлинг", которая распространена в Швейцарии и Австрии.
Йодлинг – это, изначально, способ общения пастухов в высокогорной местности. Голос "йодлера" резко переходит из модального в фальцет, за счет чего он не рассеивается в пространстве и певца хорошо слышно за километры.
История этнической музыки цикличная, и судьба йодлинга это подтверждает. Сейчас эта техника вышла за рамки практической необходимости на европейскую эстраду. Тем не менее, она остается сложной в освоении. На просьбу исполнить какой-нибудь фрагмент докладчица ответила вежливым отказом.
"Я пыталась научиться, но у меня все еще плохо получается. А если это делать неправильно, можно испортить связки", - сказала она.
Аудитория просила ее провести параллели между музыкальными техниками Альп и осетинскими. Как ответ на свой вопрос, модераторы включали фрагменты пения осетинских пастухов.
"Сходства точно есть. Главное в том, насколько важна этническая музыка для таких далеких друг от друга народов в вопросе поиска своей идентичности", - отвечала докладчица.
В конце конференции музыкант из Северной Осетии рассказал о самом известном музыкальном инструменте осетин – скрипке "хъисын фандыр". Подводя итоги, он подчеркнул, что народные мелодии должны сохраняться в первозданном виде – особенно, если речь идет о цифровых технологиях.
В завершение он исполнил несколько мотивов на своей скрипке.
Научно-практический форум "Проблемы традиционной художественной культуры горских народов", приуроченный к 130-летию классика отечественной этномузыкологии, фольклориста, основоположника осетинской композиторской школы и дирижера Бориса Галати - начался в понедельник во Владикавказе и продолжился в среду в столице Южной Осетии.
В форуме принимают участие десятки ученых разных областей знания – этномузыкологи, инструментоведы, фольклористы, музыканты-исполнители, композиторы, звукорежиссеры, культурологи, философы, историки, филологи – из России, Южной Осетии, Украины, Казахстана, Турции, Германии, Австрии и других стран мира.