Лана Марданова
Проезжая по дороге мы видим, как угрюмые облака закрыли вид на величественные горы. Словно призраки они догоняют нас. Создается ощущение борьбы между небом и землей. "Спасаясь" от туч, мы выехали на солнечную дорогу. Вокруг нас цветочные поляны. На душе стало спокойно.
Не доезжая до села, мы уже видим полную панораму местности. Вдали виднеются старые заброшенные домики. Мы подъехали ближе - создавалось ощущение, что здесь никто не живет уже долгое время. На одном из домов висел осетинский флаг. Хижина ограждена деревянными досками, скрепленными леской. Казалось, крыша вот-вот провалится. Дверь ее была открыта.
На двери написано "Сельский совет села Цон". Зайдя внутрь, чтобы найти кого-нибудь из жителей, мы удивились, что эта постройка совсем не похожа на здание администрации села. Здание состояло из двух маленьких комнат и узкого коридора.
К нам вышел пожилой мужчина. Он явно не ждал гостей. Его глаза загорелись при виде нас, но в то же время он смутился, может, от того, что мы увидели эту обстановку. Выглядел он довольно солидно для деревенского старика, который не покидает родное гнездо.
Он оказался руководителем сельского совета Мухаром Битиевым.
В его речи не было жалоб, что удивительно для человека такого возраста, а лишь смирение и благодарность за то, что есть. Было ясно, что Мухар гордится тем, что живет и работает в таком месте. Это человек старой закалки, который не боится ни шестиметрового снега, ни сильного дождя, ни сурового горного холода.
Поговорив с ним, мы узнали, что он с самого рождения живет в Цон. Глаза его потускнели, когда он рассказывал о том, что в 80-е здесь проживало 107 семей, но со временем все стали разъезжаться, и на сегодняшний день в селе осталось лишь 28 хозяйств. И только четыре двора содержат крупный рогатый скот. В зимний период кроме семьи Мухара здесь никого не бывает. Но скучать им не приходится благодаря большому потоку любителей горнолыжного спорта, которые катаются на открывшейся прошлой зимой трассе. Порой сюда приезжают иностранные туристы, им показывают живописные окрестности и знакомят с традициями осетинского народа.
Мы попросили Мухара показать нам что-нибудь интересное в его родном селении. Он повел нас в соседский двор. Увидев вдали соседа, он помахал ему рукой, и тот последовал за нами. Парень показал нам маленькое озеро, в котором водится речная форель и осетр. Рядом роют еще один такой же бассейн.
"Надо подождать еще немного, пока земля в вырытом месте осядет. Потом мы зацементируем стенки этого бассейна, зальем воду и запустим рыбу", - рассказывает молодой человек с энтузиазмом.
Пройдя немного дальше, мы увидели памятник героям Великой Отечественной войны. Этот скромный монумент поставили односельчанам, которые не вернулись с войны. В корзине перед ним лежат яркие цветы, а вокруг памятника растет зеленая трава – символ жизни и мира.
Грустно вздохнув, Мухар произнес: "Из нашего села на войну ушли 147 человек, 70% из которых не вернулось".
Все вокруг стало хмурым, будто даже небо не выносило пережитую боль, но блеклый свет солнца пробрался сквозь набежавшие тучи, и осветил вершину горы перед нами.
Видно, как рядом на цветущей поляне пасутся лошади, а ветер развивает их шелковистые гривы.
Наслаждаясь прохладным свежим горным воздухом, мы обратили внимание на мычащих неподалеку коров и хрюкающих поросят. Мы направились в их сторону, когда заметили небольшой родник, настолько кристально чистый, что можно было увидеть маленьких головастиков на дне.
Над родником стояла маленькая избушка. Как выяснилось, это была мельница. Мухар провел нас к ней и с воодушевлением рассказал о процессе производства муки.
"Внизу вода начинает крутить колесо, а внутри мельницы крутится большой круглый камень, в отверстие которого засыпается зерно. Можно регулировать размер помола. Для помола используют не только пшеницу, но и кукурузу, гречневую крупу и другие злаки", - сказал он.
На обратном пути мы остановились возле стада коров и поросят. К нашему удивлению, поросята от нас не убегали, а, напротив, подходили к нам, словно мы их старые знакомые. Как оказалось, это было хозяйство Мухара. Он пригласил нас в свой дом.
У порога нас ждала хозяйка дома, супруга Мухара Ольга. Тепло и скромно улыбаясь, она обняла каждого из нас и пригласила зайти. Дом был наполнен приятным запахом, на столе в синей прихожей лежало много сыра, а на плите стояла кастрюля.
Через пару минут нас пригласили за стол. Соблюдая осетинские традиции, мужчины произнесли три тоста, и только после этого мы приступили к еде. Вкус пирогов, которыми нас угостили, не сравним ни с чем - наверное, это из-за особого цонского сыра. Напоследок принесли дзыкка - осетинское блюдо из сыра. Плавленый сыр тянулся до потолка, а жир его стекал по тарелке - отказаться от этого угощения было невозможно. Качество дзыкка зависит не только от того, из какого сыра он приготовлен, но и от того, с какими мыслями и настроением его готовят.
Когда наше застолье подошло к концу, хозяева не хотели нас отпускать, и мы бы тоже с удовольствием остались, но вынуждены были покинуть этот гостеприимный дом. Мухар и Ольга тепло попрощались с нами, пожелали удачной дороги и пригласили к ним еще. В его взгляде я увидела любовь и уважение к гостям. Как говорят осетины: "Уазаег – Хуыцауы уазаег" ("Гость – от Бога" - прим. ред.)
Напоследок мы с осторожностью спросили его, не хотел ли он когда-нибудь покинуть село.
"Конечно же меня посещали такие мысли в молодости, я собирался несколько раз оставить хозяйство и переехать в город, ведь там есть все условия, но не решался. Как? Как мне оставить родное село?" - последовал его ответ.
Было сложно прервать знакомство с Цон, пробыв в этом благодатном месте всего пару часов. Если бы не безапелляционная амбициозность молодости и жажда повидать свет, думаю, я бы осталась там на всю жизнь.