ЦХИНВАЛ, 8 мая - Sputnik, Диана Козаева. Повестка на войну Харитону Тедееву пришла в июне 1941 года, в день, когда в его родной школе в селе Зиулет праздновали начало взрослой жизни. Веселье выпускного банкета было прервано вестью о нападении на Советский Союз фашистской Германии. 19-летний Харитон ушел на войну, оставив родных, друзей, любимую девушку Асиат и планы на мирную жизнь.
Внучка Харитона Тедеева – Алена – вспоминает, что дед по натуре был очень мирным, творческим человеком: мастерил мебель из дерева, вырезал утварь, писал стихи и мемуары.
"Глядя на него, трудно было представить, что в тяжелый для страны момент он был одним из тех, кто вершил историю", – говорит она.
Деда вместе с другими призывниками направили в Грозный, где формировалась военная часть, которая тут же отправилась на фронт. Харитона назначили начальником разведбатальона, который выходил на задания за линию фронта, чтобы просчитать, как принести наибольший ущерб врагу.
"По его рассказам, им приходилось идти на всяческие ухищрения, чтобы перейти через линию фронта, порой приходилось изображать нищих, надевая лохмотья, немцы ни разу их не заподозрили. Со своим другом Калиновским дед провернул много маневров, чтобы нанести ущерб немцам, в том числе и подрывал немецкие поезда", – рассказывает Алена.
Первая награда и разведка в Харькове
Она рассказала о случае во время одного из заданий деда, после которого Харитон получил свою первую медаль. Однажды, будучи на задании с другом в украинском городе Изюм, им захотелось поесть. Все, что было у разведчиков, это гороховый порошок, но разбавить его было нечем.
Друзья решили попросить помощи у местных жителей, постучали в ближайшую избу и попросили выглянувшую женщину вскипятить им воду. Увидев их, она спросила: "я могу вскипятить, но где вы будете кушать?". Разведчики заподозрили неладное, но, пожав плечами, сели молча возле плиты и стали ждать, пока вода вскипит. Через некоторое время из дальней комнаты послышались голоса немцев. Друзья, жестом показав женщине молчать, толкнули дверь с криком: "дом окружен советской армией". Немцев взяли в плен, они были экипированы, как сегодня говорят, новейшими гаджетами - у них были компактные рации, советские солдаты такое видели впервые.
За этот подвиг Харитону вручили первую награду – медаль "За отвагу".
Алена делится еще одним из рассказов деда о фронтовой жизни. Как-то отряд Харитона отправили на боевое задание – надо было произвести разведку в захваченном немцами Харькове. Группа из девяти человек разделилась на четыре части и договорилась встретиться в условленном месте.
Во время операции Харитон увидел вооруженного винтовкой бородатого старика, который что-то охранял. Харитон подошел к нему, тот крикнул, что будет стрелять. Но врожденное чутье разведчика подсказало ему, что старик не опасен и можно попытаться его разговорить. Так Харитон выведал, что старик охраняет захваченный немцами завод, где изготовляли снаряды. Рабочие на том заводе втихаря клали в снаряд песок вместо взрывчатки, благодаря этому они не взрывались.
"Дед разобрал один такой снаряд, и обнаружил в нем записку с текстом: "только так мы вам можем помочь". Он выяснил, что на том заводе работали советские женщины, которые попали в плен к немцам", – делится Алена воспоминаниями деда.
Чудом выживший и поиски спасительницы
Везение Харитона кончилось, когда на одном из заданий немцы заметили их группу и начали бомбить. Семеро его боевых товарищей на этом задании погибли. Остались только дед и его друг Калиновский. Харитону оторвало руку снарядом, а его осколки впились во все тело. Истекающий кровью, он услышал крики своего друга о помощи, которого через некоторое время также убило снарядом. Харитон остался лежать один в болоте.
"В какой-то момент он потерял сознание. Очнулся от крика "Вперед, за Родину! За Сталина!", дед открыл глаза и увидел командира полка Благова с пистолетов в руке, который приготовился прострелить ему голову. Командир не узнал заляпанное лицо своего солдата и принял его за немца. Дед успел откинуть плащ и показал планшет, по которому Благов его и узнал", – рассказывает внучка ветерана.
Немцы отступали. Подбежавшая медсестра взвалила двухметрового израненного Харитона на спину и вытащила из-под огня. Солдат умолял бросить его, но она протащила его на своих хрупких плечах более четырех километров до полевого госпиталя, где Харитону собирались ампутировать руку, но он не дал это сделать. Его отправили на лечение в Новосибирск, затем в Ташкент. На фронт Харитона больше не пустили и после длительного лечения отправили домой. Для него война кончилась в конце 1943 года, но ее ужасы он помнил до конца жизни.
"Дед вернулся с фронта и женился на своей Асиат. Он обычно не говорил об этом моменте, пока бабушка была жива, боясь задеть ее чувства, но после войны он долго искал эту медсестру, чтобы отблагодарить ее за спасенную жизнь, но так и не нашел", – говорит Алена.
Харитона Захарьевича не стало пять лет назад. Внучка говорит, что он был не многословным, но то немногое, что он рассказывал, наполняет ее сердце чувством гордости. Эта гордость, а вместе с ней и тоска по деду особо усиливаются в преддверии 9 Мая.
"Для нашей семьи 9 Мая всегда было праздником – накрывались праздничные столы, собиралась вся наша большая семья, друзья, соседи. Во главе стола садился виновник торжества – дед, принимая поздравления и напутствуя собравшихся. Он заводил фронтовые песни и всеми любимую "Катюшу", которую, кстати, сам перевел на осетинский язык", – рассказывает Алена.
И хотя уже пятый год Харитона Захарьевича нет в живых, в День Победы, в память о нем, в доме вновь соберется вся его большая семья, придут друзья и соседи, чтоб снова сказать: "Мы помним и гордимся!".