ЦХИНВАЛ, 7 мар – Sputnik, Диана Козаева. Накануне главного женского праздника – 8 Марта, на сцене государственного драмтеатра Южной Осетии состоится показ спектакля "Ромео и Джульетта". Североосетинский режиссер Гиви Валиев рассказал в пресс-центре Sputnik о том, как он выбирал главных героев своего спектакля и можно ли отходить от классических вариантов произведений великого Уильяма Шекспира.
В Цхинвал в четверг приехала молодая труппа североосетинских актеров, который покажут на сцене югоосетинского театра спектакль "Ромео и Джульетта".
Театр на зависть
Режиссер искренне поблагодарил директора югоосетинского театра Мадину Валиеву за приглашение.
"Я рад, что я сегодня здесь. Думаю ребята запомнят это надолго. И я очень рад, что в Южной Осетии появился такой театр – это мечта любого актера. Это как сидеть на хорошей иномарке, в которой много всего, что надо изучать и изучать. Мы вам все завидуем белой завистью", - сказал Валиев.
Слежка за актерами
По его словам, он сам когда-то играл Ромео, несколько лет назад спектакль в Северной Осетии поставил худрук югоосетинского театра Тамерлан Дзудцов. Главных героев своего будущего спектакля Валиев приметил на театральном факультете СОГУ.
"Я преподаю в СОГУ и на курсе я видел явно, что есть и Ромео, и Джульетта. Грех было не воспользоваться такой возможностью. Я следил за ними года два, наблюдал, боялся ошибиться. И в итоге собрал труппу в один день и сказал, что мы начинаем работу над "Ромео и Джульеттой", - рассказал режиссер.
Он отметил, что во время работы не отходил от классического варианта шекспировской истории о вечной любви.
"Отойти от текста – это значит, что ты не понял величайшего драматурга и сам что-то придумываешь. Я его осовременил. Мне кажется, когда Шекспир писал эту пьесу, она была уже современная. Просто тогда он выпустил своих героев в другой одежде, с другими интонациями, но говорил о проблемах на несколько сот лет вперед", - рассказал Валиев.
Современные Ромео и Джульетта и код бессмертной пьесы
По мнению режиссера, проблемы, поднятые Шекспиром в "Ромео и Джульетте" актуальны и сегодня, поэтому он считает, что внешний вид актеров на сцене не столь важен.
"Нет разницы, как о них говорить, в джинсах или в одежде эпохи. В хорошей классике неважно, как выглядит человек. Важно, как он себя ведет, что чувствует. Если он по-настоящему любит, он должен быть обязательно одет в эпоху Шекспира? В костюмах или джинсах невозможно любить или драться, уйти из этой жизни?", - по-актерски эмоционально рассуждает Валиев.
Он уверяет, что у каждой пьесы есть свой код, в "Ромео и Джульетте" он заключается в том, что что там должна быть молодежь, "только молодежь".
Что мешает театру
Кроме спектакля "Ромео и Джульетта" Гиви Валиев поделился мнением о состоянии театрального искусства в Северной Осетии и чего ему не хватает для развития. По его словам, в Северной Осетии есть практически все, чтобы стать хорошим актером, есть своя база, которая ежегодно выпускает хороших актеров и "мы их сегодня увидим".
"Однажды кто-то сказал фразу, но многие ее почему-то не так поняли: "артист должен быть голодным". Актер должен на сцену выходить голодным, он должен быть голодным к ролям, к творчеству, но не дома. Это мешает сосредоточиться. Когда я вижу, что очень талантливый актер вечером уходит, чтобы заработать на жизнь на какой-то другой работе, я понимаю, что он ночью над ролью не думает. И я не могу ему ничего сказать. Там очень тонкая грань, которой я не хотел бы касаться", - сказал Валиев.
По его словам, эта проблема стоит не только в Осетии, "эта проблема есть везде".
Актеру нельзя навязать образ
Этой весной Гиви Валиев представит на сцене североосетинского театра спектакль "Ревизор" по пьесе Николая Гоголя. По его словам, это еще одна волнительная для него постановка, поскольку роль Хлестакова была его первой большой работой.
На вопрос о том, не пытается ли он повторить в молодых актерах свои образы, когда-то сыгранные им на сцене, режиссер ответил, что актерам нельзя навязать роль или образ, им можно лишь объяснить, что от него требуется.
"Я молодым актерам по-хорошему завидую, потому что прикоснулся к очень хорошей драматургии. Мне жаловаться вообще грех. Я за Хлестаковым иду. Конечно, я навязываю ему то, что хочу, не что я играл, а то что видел, то чего у меня не получилось. Но невозможно передать другому свою пластику, свои эмоции. Ты можешь ему их объяснить. Кто знает, может у него все получится лучше, чем у меня", - сказал Валиев.
Что касается Ромео, по словам режиссера, "его надо играть в 15, а понимаешь, как играть только в 90, когда ты уже с опытом, знаешь, что такое любовь".
"А как ты это объяснишь? Сегодня я знаю, как играть Ромео, но я уже не Ромео. Молодежи 15-16 лет кажется, что смерть и близко не стоит, что им подвластно все. И Ромео один из таких романтиков. Он не маменькин сынок, это человек, который прекрасно владеет оружием, он вхож в хорошую компанию, ему кажется, что весь мир его. И Джульетта, которая говорит: "Я сама хочу выбирать, за кого мне выходить замуж", - рассуждает он.
По словам режиссера, он очень доволен молодыми артистами, которые сегодня выступят на югоосетинской сцене, на которой он сам еще не выступал.