Спектакль "Ромео и Джульетта" открыл год театра в Северной Осетии – в соответствии с Указом президента Владимира Путина 2019 год в РФ объявлен Годом театра.
Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать.
Виктор Цой
Ромео умирает под музыку Radiohead
Пьесу "Ромео и Джульетта" я прочитала, когда училась в классе восьмом-девятом. Было нелегко, но очень хотелось еще раз услышать все эти прекрасные диалоги между влюбленными Ромео и Джульеттой, которые вспыхнули, обожгли и исчезли на экране телевизора в интерпретации Франко Дзеффирелли еще до эпохи интернета. Наверно, до сих пор очень многие представляют себе образы Ромео и Джульетты именно по этому фильму – шедевр во всем, начиная с главных героев, словно сошедших с картин Фра Анджелико, и заканчивая музыкой Нино Рота, под которую душа улетает высоко-высоко и не хочет возвращаться...
А потом был фильм австралийского режиссера База Лурмана, который отказался от исторической достоверности пьесы: декораций, костюмов и оружия и перенес действие в современность, но с сохранением авторского текста. Леонардо ди Каприо в роли Ромео умирает под музыку Radiohead.
Классика и есть классика, потому что не теряет свою актуальность – в этом ее сила и одновременно слабость. Как сильное произведение, всей историей культуры возведенное на необозримые высоты, вернуть назад на землю, к людям?
Есть два пути – не отходя от канона, попытаться представить его в той исторической реальности, но при этом создать свой уникальный волшебный чарующий мир, как сделал в фильме 1968 года Дзеффирелли, или перенести историю в сегодняшний день, как сделал Лурман, тем самым завоевав интерес современной молодежи.
Все герои – наши современники, одетые в джинсовые и кожаные куртки
Театральный режиссер Гиви Валиев пошел по второму пути – бессмертная пьеса Шекспира звучала на сцене в классическом переводе Пастернака, но все герои – наши современники, одетые в джинсовые и кожаные куртки, мартинсы и модные платья. Их словно и не переодевали для сцены – эффект героя из толпы, такого же как и мы все, был акцентирован и сценически – Ромео с друзьями Меркуцио и Бенволио, как и Джульетта, свободно перемещались со сцены в зрительный зал и обратно. Сама сцена была решена максимально минималистично – полукруг лестниц с главной лестницей посередине и условная кровать Джульетты. Главными героями сцены были сами герои и свет.
Остаются просто два человека, которые влюблены
За счет чего же удалось войти в мир Шекспира, если облик героев и отсутствующие декорации не дают никаких условных знаков для входа? Конечно же, это сам текст пьесы и то, как его говорят и проживают герои. Нет никакого противоречия в том, что Ромео в джинсовой куртке и Джульетта в мартинсах говорят невероятной красоты словами средневековой пьесы.
Столь подлинно звучит язык их тел и еще чего-то неуловимого, что все различия в одежде и обстановке эпох и стран, которые мы держим у себя в голове, стираются и остаются просто два человека, которые влюблены. Вот эту магию и удалось передать режиссеру Гиви Валиеву и хореографу Валерию Суанову. Большой плюс не только в том, что Валерий посредством нескольких танцевальных сцен задал невероятный драйв и эмоциональность постановке, но и в том, что второй язык главных героев – это то, как они двигаются, как идут навстречу друг другу, как просто стоят рядом и даже как умирают – в этом также видится рука хореографа.
Современный язык постановки освоен поколением молодых актеров
Идеи режиссера и хореографа легли на благодатную почву. Все главные герои постановки – студенты актерского факультета искусств СОГУ уже известны зрителю по знаковым спектаклям, прошедшим последние несколько лет в республике и в Москве. В 2016 году в рамках форума “Art Kavkaz Next” состоялась премьера спектакля "Сказочники", которую поставила сама автор - Карина Бесолти.
В прошлом году в рамках проекта Северо-Кавказского филиала Государственного центра современного искусства "Театральная лаборатория" была поставлена документальная пьеса "Братья", написанная на основе интервью с подростками Осетии драматургом Сергеем Давыдовым и поставленная режиссером Никитой Бетехтиным. Современный язык постановки, или документальный театр, столь непривычный местному зрителю, уже освоен поколением молодых актеров.
Ромео – Тамерлан Гуцаев, студент четвертого курса играл главные роли в вышеприведенных постановках, его талант заметил и Ален Маратра, который в прошлом году ставил на сцене музыкального театра “Двенадцатую ночь” и задействовал Тамерлана в роли Себастиана.
Джульетта – Амина Агкацева, студентка третьего курса. В спектакле “Братья”, который после Владикавказа показали с большим успехом в Москве в Государственном центре современного искусства в рамках выставки “Владей Кавказом!”, она блестяще играет одну из ключевых ролей. А роль Джульетты кажется станет для Амины поворотной.
С такой беззащитной искренностью и силой, оголенным нервом играет она Джульетту. Именно в таких случаях и говорят, что игры нет – а есть проживание роли, и это очень чувствуется. В этом же спектакле играли студенты четвертого курса Георгий Валиев и Сослан Тедеев. Первого в роли Бенволио трижды обливают на сцене водой, но он хорош и просто в эпизодах дружбы с Меркуцио и Ромео, а Сослан Тедеев в роли монаха Лоренцо кажется заслуживает "Оскар" за роль второго плана. И быть может на этот "Оскар" претендует еще студентка третьего курса Фатима Хосонова, которая сыграла кормилицу.
Невероятно стильно и зловеще выглядит Тибальт, которого сыграл Давид Хубаев – уже выпускник, он же постановщик боев. И Меркуцио очень хорош – его сыграл Руслан Гагиев, студент третьего курса.
То, как часто на премьере "Ромео и Джульетта" раздавались аплодисменты в переполненном школьниками и студентами зале, говорит о том, что режиссеру удалось достучаться до молодого поколения. Классическое произведение, возведенное историей культуры на необозримые высоты, стало доступным и понятным современному поколению. И теперь они не пройдут мимо книжной полки с томиком Шекспира. Как и я когда-то. Потому что очень хочется еще раз услышать все то, что говорили друг другу влюбленные герои.