Диана Козаева
Евгения Терлеева приехала в Южную Осетию из родного Невинномысска в 2016 году. После долгого собеседования ее кандидатура в качестве тренера по плаванию была одобрена. Незадолго до этого в республике заработали плавательный бассейн "Дельфин" и дворец спорта "Олимп".
Терлеева-Тедеева Евгения
"Я родилась, выросла и работала в Невинномысске. На эту работу было несколько кандидатов, но выбор пал на меня, потому что, как я уже потом узнала, Ставропольский край – это почти Кавказ, а фамилия Терлеева созвучна с осетинской фамилией Тедеева", - вспоминает Евгения.
До этого она три года проработала методистом по зимним видам спорта в детско-юношеской школе Невинномысска. На тот момент ее стаж тренерской работы уже составлял 25 лет. Евгения признается, что после стольких лет уже не было моментов, которые могли бы ее "встряхнуть".
"Спорт и тренерская работа всегда связаны с адреналином. Но последние три-четыре года его уже не было. Судейская бригада работала слажено, заковырок, протестов не было. Я решила сменить работу, и ушла методистом по зимним видам спорта", - рассказывает Евгения.
Она говорит, что до этого была далека от фигурного катания и хоккея, но опыт работы позволил помочь спортшколе встать на ноги в учебной работе.
"И опять получилось, что я заскучала. А потом жизненные обстоятельства заставили искать более высокооплачиваемую работу", - вспоминает тренер.
Без сожалений
О том, что в Южной Осетии нужен тренер по плаванию, Евгения узнала на сайте Всероссийской федерации плавания. Она предложила свои услуги, и после трехчасового тестирования ее кандидатура была одобрена.
"Я нисколько не жалею о своем решении", - говорит она с уверенностью.
До приезда в Цхинвал, Евгения ни разу не была ни в Южной, ни в Северной Осетии. Но смогла очень быстро освоиться – за три недели выучила все улицы и переулки, пешком исходив город вдоль и поперек.
"Я знакомилась с городом пешком. И эти три недели сыграли свою роль. Теперь я знаю город не хуже цхинвальцев", - говорит Евгения.
Она вспоминает первые впечатления от Цхинвала – "они были не пугающие, но я смотрела, как сквозь вуаль, не понимала до конца всех особенностей этого места".
Первое о чем ей "сообщили", - что в Южной Осетии неприлично приходить вовремя. Но она быстро научила своих воспитанников и их родителей приходить на тренировку в назначенное время, ценить каждую минуту.
Евгения признается, что одна не потянула бы весь вид спорта, нужны были подготовленные кадры.
"Конечно, мы начали с подготовки тренеров. Многое надо передать, я должна максимально научить их всему, что знаю. На сегодняшний день, я горжусь тем, что соревнования мы проводим действительно на высоком уровне. Мне есть с чем сравнить, и это не предел наших возможностей", - уверена тренер.
Она показывает папку на столе с таблицами и расписанием занятий для тренеров, шутит, что ей надо еще расставить двойки. Рассказывает, что на занятиях всегда кажется, что они "какие-то несобранные, расслабленные, очень трудно ровнять и строить".
"Но когда наступает час X, все проходит гладко. Откуда только берется эта собранность?" - удивляется Евгения.
Контракт Евгении заключен на весь 2019 год. Тренер отмечает, что адреналина, которого ей стало не хватать во время работы в России, в Южной Осетии более чем достаточно.
Уроки осетинского
Есть у нее и успехи в осетинском языке. Многое она уже понимает, обо всем остальном может догадаться в ходе разговора. Поэтому предупреждает коллег: "при мне по-осетински можете уже говорить, потому что если я даже не поняла, то догадалась, о чем речь".
"Иногда вступаю в разговор – они говорят по-осетински, я - по-русски, понимаем друг друга. Дети часто говорят со мной по-осетински, взрослые стоят и удивляются, как я отвечаю им по-русски. Но мне кажется, я еще не скоро заговорю", - говорит Евгения.
В Цхинвал она приехала вместе с дочерью, которая также быстро обжилась на новом месте, завела друзей и даже своего питомца – белоснежного котенка.
"Она больше понимает язык, посещает уроки осетинского языка. Думаю, она быстрее заговорит", - рассказывает Евгения.
Она отмечает, что все ее время отдано работе, времени на отдых почти не остается.
"Друзья у меня здесь есть, и я им очень благодарна за их бескорыстие, искренность, готовность поддержать и в радости, и в печали", - говорит она.
Нартский эпос, осетинская культура и август восьмого
Евгения, приехав в Южную Осетию, взялась не только за подготовку тренеров и профессиональных пловцов, но и за изучение осетинской культуры и традиций.
"Мне было интересно познать все. Поскольку меня воспитывали люди, выросшие на Кавказе, многие традиции мне понятны, но некоторые вещи я до сих пор пытаюсь понять. Мне дали книгу про Осетию, и, честное слово, я с ней ложилась и просыпалась. Мне очень помогли Нартские сказания, которые мы читали вместе с дочерью. Очень интересно и многое стало понятным. Не скажу, что я все бесспорно приняла, в душе что-то оспаривала. Но я понимаю, что это я сюда приехала, значит, я должна подстраиваться под эту культуру, а не она под меня. Максимально ее познать и принять", - говорит Евгения.
В августе 2008 года, когда в Южной Осетии шла война, беженцев принимали десятки городов России, в том числе и Невинномысск. Евгения помнит это время, рассказывает, как хотела воспитывать осетинского ребенка. В то время она даже попросила мужа усыновить одного из маленьких беженцев.
"Я тогда не знала, что осетины не отдают своих детей. Сейчас я, конечно, преклоняюсь перед теми семейными устоями, которые есть в Южной Осетии. Я всем говорю, этому надо учиться. Это настолько глубоко в корнях… Но так сложилось, что сейчас я много осетинских детей воспитываю", - улыбается она.
Евгения тренирует более 80 детей разных возрастов, и уверена, что среди них есть будущие чемпионы по плаванию.