ЦХИНВАЛ, 2 окт — Sputnik, Диана Козаева. В парламенте Южной Осетии вновь обсуждали вопрос прохождения продуктов питания через североосетинский пункт пропуска "Нижний Зарамаг", в частности через инспекционный досмотровый комплекс (ИДК), который в народе прозвали просто "рентген".
Депутаты повторно собрались на заседании парламентского комитета по сельскому хозяйству и экономике. Ранее этот вопрос уже стоял на повестке дня комитета, но сегодня заседание прошло с участием представителей таможенной службы Южной Осетии и ряда других ведомств. На заседание пригласили и членов общественной организации "Адамы ныфс".
По словам главы комитета Инала Джиоева, население изрядно волнует вопрос прохождения товаров через рентген. Он отметил, что таможенные службы утверждают, что он безвреден для человека, в то время как врачи говорят об обратном.
"У нас есть соглашение с Россией в таможенной сфере. Мы понимаем, что есть международные нормы и стандарты прохождения грузов через границу, но в то же время эти соглашения должны давать какие-то преференции жителям Южной Осетии", — сказал Джиоев.
90 процентов машин не проходят ИДК
Глава таможенного комитета Южной Осетии Мурат Цховребов пояснил, что аппарат называется инспекционным досмотровым комплексом, и при его использовании рентгеновские лучи не выделяются.
"Там используются фотоновые лучи. По документам, которые предоставляет российская сторона, они безвредны. Они просвечивают транспортные средства, но очень слабые. Сотрудники таможенной службы сами находятся там сутками и вроде никаких болезней у них не выявлено", — сказал он.
Кроме того, Цховребов отметил, что, по его сведениям, на данный момент более 90 процентов транспортных средств уже не проходят ИДК.
Он также добавил, что если у югоосетинской стороны есть сомнения в безвредности этого аппарата, она вправе провести все возможные исследования и анализы товаров и продуктов питания, которые прошли через эту процедуру.
"Голословно мы ничего не можем утверждать. Но эти вопросы уже не в компетенции таможенной службы", — сказал Цховребов.
Мы не готовимся к выборам
Председатель общественной организации "Адамы ныфс" Родион Гагиев выразил уверенность, что проблему прохождения грузов через "Нижний Зарамаг" надо решать. Он подчеркнул, что все и везде говорят о том, что любое рентгеновское излучение вредно.
"Через рентген проходят, в том числе и продукты для детского питания. И если сегодня не чувствуется какого-то масштабного влияния на здоровье, это не значит, что они не вредны", — сказал он.
Гагиев заявил, что члены общественной организации не занимаются популизмом, не готовятся к парламентским выборам и не по этой причине подняли волнующий население вопрос.
Он поблагодарил всех, кто согласился выслушать представителей "Адамы ныфс".
Министр здравоохранения Георгий Тотчиев, в свою очередь, отметил, что будет очень сложно доказать, что та или иная продукция, которая прошла через рентген, обладает серьезной нагрузкой, поскольку это не радиоактивные или другие источники, которые можно уловить.
"Нет такой технической возможности это сделать. Или же она весьма и весьма дорогостоящая, что оставляет бесперспективными наши усилия. Мы можем до бесконечности обсуждать, вреден рентген или нет, подытожив тем, что он вреден. Однозначно. Точно так же как вредны современные методы исследования — МРТ, компьютерная томография и так далее", — сказал он.
По его мнению, вопрос лежит в иной плоскости — как минимизировать прохождение товаров через досмотровый комплекс.
Излучения бывают разные
Глава парламентского комитета по здравоохранению Алан Козонов отметил, что есть международные нормы, признанные ВОЗ, определяющие дозы излучения для человека за один раз, в год и всю жизнь.
"Но если речь идет о фотоновом излучении, то увязывать его с рентгеновским нельзя. Все дело в дозе. Излучения бывают разные — три-четыре часа лежать на солнце тоже опасно, разговаривать по мобильному более 15 минут в день — тоже", — сказал Козонов.
Он отметил, что его больше беспокоит граница с Грузией, близ столицы которой есть бактериологическая лаборатория, где ведутся различные исследования, "которые явно не направлены на здоровье граждан Южной Осетии, да и самой Грузии и соседних с ней стран". Козонов добавил, что доступ грузинским специалистам туда запрещен и контролируется лаборатория исключительно Госдепом США.
Зачем Южной Осетии открытая граница с Грузией…
В работе заседания принял участие и спикер парламента Петр Гассиев, который выразил свое мнение по вопросу пропуска товаров через "Нижний Зарамаг" и функционирования югоосетинско-грузинской границы.
Он отметил, что досмотровые комплексы установлены на всех пунктах пропуска в России, и до сих пор послаблений не сделали никому, нигде и никогда.
"Я поговорил с теми, кто имеет образование в области радиологии и просмотрел материалы, которые находятся в открытом доступе. Все специалисты утверждают, что эти аппараты, которые сертифицированы не только в России, но и соответствуют всем международным стандартам, не наносят никакого вреда здоровью человека. Путем опроса я также выяснил, что количество машин, особенно частных, проводимых через этот досмотр, в последнее время снизилось в разы", — сказал Гассиев.
Спикер отметил, что у таможенных служб РФ есть свои законы, по которым они работают и которые нарушать не могут. По его словам, югоосетинская сторона может обратиться с просьбой о том, чтобы необходимость прохождения ИДК не распространялась на какой-то вид продукции, но в таком случае этим сразу же воспользуются контрабандисты.
"Если мы поднимаем вопрос о том, чтобы упростить прохождение товаров через границу, то надо обратить внимание на то, почему у нас практически открыта граница с Грузией, с которой нет дипотношений, не подписан меморандум о ненападении, которая поддерживала украинские профашистские силы, поддерживала боевиков ИГИЛ*. Открытые границы с Грузией послужили одной из причин, по которой из договора о союзничестве и интеграции убрали пункт о переносе пункта пропуска "Нижний Зарамаг". Враждебная Грузия могла воспользоваться этим коридором в Россию", — сказал Гассиев.
Он сказал, что эта тема кажется ему немного популистской, учитывая, что пересечение североосетинского пункта пропуска и так максимально упрощено по сравнению с пунктами пропуска в других странах. Спикер признал, что между одним народом не должно быть таможенных барьеров, но попытка их убрать "загублена нами же".
"Нам очень нужна открытая граница с Грузией? Или она все же нужна другим людям? Для чего она нам нужна? Разве только для того, чтобы помидоры покупать, неизвестно где выращенные и чем опрысканные на территории Грузии. Или для того грузинского населения в Ленингорском районе, чтобы они по двадцать раз в день ходили туда-обратно. Мне не дадут соврать, если я скажу, что 90 процентов этих людей являются информаторами Грузии — страны, которая за один век дважды пыталась физически нас уничтожить", — подчеркнул Гассиев.
Он добавил, что до полного закрытия границы с Грузией, признания Южной Осетии или хотя бы подписания документа о неприменении силы никакой пункт пропуска на югоосетинско-грузинской границе не нужен.
"Я считаю, что это создает благоприятную почву для размножения агентов влияния и терактов на территории России и Южной Осетии. Такова сейчас реальность", — сказал Гассиев.
Он предложил на данный момент попытаться решить вопрос ввоза транспортных средств на территорию России и облегчить жизнь простым гражданам, которые время от времени сталкиваются с этой проблемой.
По словам представителей таможенного комитета, эти и другие вопросы будут обсуждаться на специальном семинаре-совещании с участием представителей ФТС России, которое пройдет в Цхинвале в ноябре.
Подытоживая обсуждение, глава ГТК Мурат Цховребов отметил, что полная разгрузка товаров и грузов на границе избавила бы предпринимателей от необходимости прохождения через инспекционный досмотровый комплекс.
"В этом случае ни одна машина больше не заедет на рентген", — сказал он.