Куратор симпозиума "Аланика": работать во Владикавказе было интересно

© пресс-служба ГЦСИ​​​​Художник, куратор 11-го международного симпозиума "Аланика" Катя Бочавар
Художник, куратор 11-го международного симпозиума Аланика Катя Бочавар - Sputnik Южная Осетия
Подписаться
Проект 11-го международного художественного симпозиума "Аланика" "Владей Кавказом!" вошел в шорт-лист государственной премии в области современного искусства "Инновация" в номинации "Региональный проект"

Анна Кабисова 

Организованный Северо-Кавказским филиалом Государственного центра современного искусства в составе РОСИЗО 11-й международный художественный симпозиум "Аланика" прошел осенью 2017 года во Владикавказе. По замыслу куратора симпозиума Кати Бочавар программа симпозиума "Владей Кавказом!" была нацелена на диалог с городскими жителями, в котором было важно обсудить историю и болевые точки Владикавказа, а также его будущее. Участниками симпозиума стали художники, музыканты и хореографы из Нью-Йорка, Иерусалима, Москвы. Вместе с представителями городских сообществ, художники создавали произведения, задействовав городскую среду: скверы, музеи, библиотеки, вагоны трамваев, площади и парковки. Важной частью симпозиума стала обширная образовательная программа. 

Новость о выдвижении художественного симпозиума "Аланика" "Владей Кавказом!" на соискание премии "Инновация" прокомментировала директор Северо-Кавказского филиала Государственного центра современного искусства Гала Тебиева:

"Очень важно, что жители Осетии были активно вовлечены в процессы реализации проектов участников этого "культурного десанта". И мы рады, что уже есть "наша" аудитория, в основном, молодёжная. До сих пор нас достаточно часто критикуют, но, как правило, это делают те, кто проекты даже не видел.

Не радует равнодушие представителей исполнительной власти, которые по долгу службы, должны способствовать и всячески помогать, а не противостоять, и здесь я хочу процитировать "Основы законодательства РФ о культуре", в котором, в частности, говорится о том, что "органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны обеспечивать перед гражданами общедоступность культурной деятельности, культурных ценностей и благ". То есть и к нашей деятельности и к произведениям современного искусства, этот закон тоже относится.

Между тем, я уверена, что мнение участников симпозиума, взгляд со стороны на нас, на наши радости и проблемы, очень полезен. Итоги симпозиума показали, что в целом диалог участников симпозиума с горожанами на языке современного искусства получился доверительным и дружеским, ведь в основе всего лежит любовь — любовь к нашему городу, любовь к художникам, любовь к искусству".

О том, есть ли у "Аланики" шансы получить премию "Инновация" и в чем смысл современного искусства, рассказала Sputnik куратор 11-го международного художественного симпозиума "Аланика", художник Катя Бочавар.

—  Есть ли у "Аланики" шансы получить премию?

— У проекта "Владей Кавказом" много находок, изобретений и инноваций и это по достоинству оценило жюри, включив симпозиум в шорт-лист премии. И я считаю, что вполне заслуженно. У нас равные шансы побороться за победу с остальными проектами, которые попали в номинацию "региональный проект".

—  Почему вам было интересно принять предложение стать куратором симпозиума "Аланика"?

— Я люблю работать не в Москве, потому что работая в регионах, я ощущаю, что могу принести большую пользу и когда директор Северо-кавказского филиала ГЦСИ Гала Тебиева сделала мне предложение стать куратором такого масштабного проекта как симпозиум "Аланика", я сразу согласилась. Мне очень импонирует, что Гала — человек с открытым сердцем и умеет доверять. Практически все мои инициативы встречали поддержку, а это редкая ситуация. Гала с коллективом ГЦСИ сделали все, чтобы реализовать мои идеи. Работать в обстоятельствах, когда ты видишь, что все твои задумки людям нужны и интересны, было очень комфортно.

© пресс-служба ГЦСИ​​​​Сайтспецифик инсталляция "За предел". Катя Бочавар, Москва
Сайтспецифик инсталляция За предел. Катя Бочавар, Москва - Sputnik Южная Осетия
Сайтспецифик инсталляция "За предел". Катя Бочавар, Москва

—  Что вас вдохновило на самом раннем этапе, когда Вы только начали работать и еще не придумали все проекты?

— Конечно, меня вдохновила красота города, окруженного горами, с его бульваром и парком в самом центре, но также, как ни странно и то, что город находится, если не сказать, что в плачевном состоянии, то переживает не лучшие времена, это точно. Мне было интересно поговорить с жителями города, об их отношении к этой ситуации на языке современного искусства. В этом и состоит моя художественная практика, — изучение жизни через опыт, связанный с современным искусством. И для того, чтобы понять, как живут люди во Владикавказе, что они о нем думают, какая здесь художественная среда, мне нужно было осуществить этот проект.

—  Какое у вас было представление об Осетии перед тем, как вы начали здесь работать?

— Осетия была для меня неизведанным местом, потому что на Кавказе до этого я была только в роли туриста, в основном в живописных местах у моря. А когда кончается туризм и начинается работа, то безусловно очень многое понимается через рутину, через работу с людьми. Так называемые провинциальные города везде имеют одни и те же положительные и отрицательные стороны. Положительные стороны — это теплота людей, гостеприимство, отзывчивость, а отрицательные — небольшой ресурс, взять хотя бы техническое оснащение, или понимание того, как двигать рабочий процесс. Это затрудняет реализацию проектов и отнимает много сил. Москва, конечно, гораздо быстрее, — тут другие ритмы, другие ресурсы, но я помню Москву в 2005-2006 годах — было тоже самое. Прошли годы и наличие спроса и денег, изменило ситуацию.

Работать во Владикавказе было интересно и приятно — мне нравится город, люди, которые в нем живут, и я люблю делать то, что делаю. Было также очень приятно видеть, что участникам симпозиума, — художникам, музыкантам, режиссерам и т.д., которые приехали принять участие в проекте "Владей Кавказом!", тоже было интересно. Непросто, но интересно. У меня осталось много положительных эмоций от всего процесса работы над проектами симпозиума. Тяжелые впечатления складывались порой от сложности "прокачать" аудиторию и это относится даже к образованным людям — преподавателям и студентам гуманитарных вузов, с которыми мы общались. Казалось бы, что они должны были содействовать процессу и понимать важность тех культурных начинаний, в которых они принимали участие, но, зачастую от них исходила скука, нежелание вникать и угрюмая лень. Но, опять же, это не только местная особенность, но и повсеместная ситуация.

© пресс-служба ГЦСИ​​​​Музыкально-шумовая композиция "Трансформация шума". Петр Айду, Москва
Музыкально-шумовая композиция Трансформация шума. Петр Айду, Москва - Sputnik Южная Осетия
Музыкально-шумовая композиция "Трансформация шума". Петр Айду, Москва

То, что мы делаем, как и любое начинание, требует времени, усилий, страсти, оптимизма и денег. В этом смысле меня потрясает упорство и мужество таких людей, как Гала Тебиева. Постоянно натыкаясь на непонимание, сопротивление среды и даже саботаж, тем не менее на протяжении многих лет находить в себе силы любить свое дело, восхищаться тем, что делают художники, стараться помогать художникам коммуницировать с аудиторией и надеяться, что эта аудитория все-таки примет современное искусство и поймет его актуальность и интересность. И я верю, что результаты будут. Люди преодолеют свое сонное сопротивление и захотят общаться с объектами и субъектами современного искусства и современной культуры в целом. Ведь искусство — это постоянно существующие опции перманентного развития человеческой души. И если человек их в себя впускает, то неизбежны изменения к лучшему в структуре его персоны, это неизбежно.

Важность таких проектов как международный художественный симпозиум "Аланика" и программы "Владей Кавказом!" именно в этом, — чтобы по крупицам собирать заинтересованные души, дать им возможность вырасти… Мы должны сеять семена толерантности, любознательности, любви к искусству и делать это с максимальным вниманием и большим терпением. Поэтому и положительный и отрицательный опыт этой осени во Владикавказе для меня обоюдно ценны, ведь из всего можно сделать вывод. Отрицательный опыт очень важен, он побуждает к тому, чтобы видеть проблему и находить для нее умные решения.

—  Может ли на ваш взгляд произведение искусства изменить что-то к лучшему? Расскажите о своем проекте "За предел"?

— Изменить ситуацию может не только произведение искусства, но и само существование художника и его взаимодействие с городом… Там, где появляются художники, меняется жизнь и все об этом знают. Было бы наивно полагать, что Северо-Кавказский филиал ГЦСИ, состоящий из 5 человек и мы, приезжающие в лучшем случае несколько раз в год, в корне изменим ситуацию во Владикавказе. Это невозможно. Говоря про проект "За предел" (проект, посвященный кинотеатру "Комсомолец". По задумке автора, посетители заходили в малый зал кинотеатра, в котором на экране можно было прочитать историю кинотеатра, после чего им вручали фонарики и через узкий тоннель провожали в большой зал, где взгляду открывались руины с разрушенной крышей — ред.)… Знаете, когда создаешь произведение, то художественная задача, глубже чем задача только изменить ситуацию. Я же не политический деятель и не чиновник, я не могу изменить ситуацию и засучив рукава сделать так, чтобы "Комсомолец" жил, чтобы его вернули к жизни. Это не в моей компетенции. Данное произведение, это такая медитативная живая картина, в которой по моей задумке человек мог побыть наедине с собой, помедитировать, подумать о тщете всего сущего, о том, как быстротечна жизнь, как все самое сильное, новое и прогрессивное устаревает и что в этом нет ничего страшного. Увядание — это тоже красиво — и начало прекрасно и умирание, в общем, тоже. Вся эта живописная руина сама по себе завораживала меня и я хотела дать и другим полюбоваться этой картиной.

Так что задача этого произведения была не только в том, чтобы привлечь внимание, хотя я считаю, что и это важно. Очень хорошо, что люди увидели, узнали, что в их городе есть такое (или было, если завтра оно уже перестанет существовать). Кто-то пришел и на него нахлынули воспоминания, потому что он бывал в этом зале и помнит погибший кинотеатр еще действующим, кто-то увидел впервые и был удивлен.

© пресс-служба ГЦСИ​​​​Выставка "Внутренний манифест". Видеоработа Заура Цугаева, Чечня
Выставка Внутренний манифест. Видеоработа Заура Цугаева, Чечня - Sputnik Южная Осетия
1/8
Выставка "Внутренний манифест". Видеоработа Заура Цугаева, Чечня
© пресс-служба ГЦСИ​​​​Фестиваль таперского искусства "Не стреляйте в пианиста!". Катя Бочавар, Москва
Фестиваль таперского искусства Не стреляйте в пианиста!. Катя Бочавар, Москва - Sputnik Южная Осетия
2/8
Фестиваль таперского искусства "Не стреляйте в пианиста!". Катя Бочавар, Москва
© пресс-служба ГЦСИ​​​​Программа "Мобильный граунд зин фест. Владей Кавказом". Саша Маршани, Москва. Максим Эпштейн, Иерусалим
Программа Мобильный граунд зин фест. Владей Кавказом. Саша Маршани, Москва. Максим Эпштейн, Иерусалим - Sputnik Южная Осетия
3/8
Программа "Мобильный граунд зин фест. Владей Кавказом". Саша Маршани, Москва. Максим Эпштейн, Иерусалим
© пресс-служба ГЦСИ​​​​Мастер-класс Максима Эпштейна, Иерусалим
Мастер-класс Максима Эпштейна, Иерусалим - Sputnik Южная Осетия
4/8
Мастер-класс Максима Эпштейна, Иерусалим
© пресс-служба ГЦСИ​​​​Сайтспецифик инсталляция "За предел". Катя Бочавар, Москва
Сайтспецифик инсталляция За предел. Катя Бочавар, Москва - Sputnik Южная Осетия
5/8
Сайтспецифик инсталляция "За предел". Катя Бочавар, Москва
© пресс-служба ГЦСИ​​​​Сайтспецифик инсталляция "За предел". Катя Бочавар, Москва
Сайтспецифик инсталляция За предел. Катя Бочавар, Москва - Sputnik Южная Осетия
6/8
Сайтспецифик инсталляция "За предел". Катя Бочавар, Москва
© пресс-служба ГЦСИ​​​​Выставка "Внутренний манифест". Работа Казбека Тедеева, Северная Осетия
Выставка Внутренний манифест. Работа Казбека Тедеева, Северная Осетия - Sputnik Южная Осетия
7/8
Выставка "Внутренний манифест". Работа Казбека Тедеева, Северная Осетия
© пресс-служба ГЦСИ​​​​Видеоинсталляция "Запомнить" Вероника Георгиева, Нью-Йорк
Видеоинсталляция Запомнить Вероника Георгиева, Нью-Йорк - Sputnik Южная Осетия
8/8
Видеоинсталляция "Запомнить" Вероника Георгиева, Нью-Йорк
1/8
Выставка "Внутренний манифест". Видеоработа Заура Цугаева, Чечня
2/8
Фестиваль таперского искусства "Не стреляйте в пианиста!". Катя Бочавар, Москва
3/8
Программа "Мобильный граунд зин фест. Владей Кавказом". Саша Маршани, Москва. Максим Эпштейн, Иерусалим
4/8
Мастер-класс Максима Эпштейна, Иерусалим
5/8
Сайтспецифик инсталляция "За предел". Катя Бочавар, Москва
6/8
Сайтспецифик инсталляция "За предел". Катя Бочавар, Москва
7/8
Выставка "Внутренний манифест". Работа Казбека Тедеева, Северная Осетия
8/8
Видеоинсталляция "Запомнить" Вероника Георгиева, Нью-Йорк

—  Есть ли у вас дальнейшие планы, связанные с Осетией?

— Уже после симпозиума у меня появились новые идеи, сейчас мы их обсуждаем и я надеюсь, что история нашего сотрудничества не ограничится "Аланикой". Теперь я уже лучше понимаю, что нужно местной аудитории и художникам. И в первую очередь, это образовательные программы, которые мы уже задумали.

Катя Бочавар — художник, куратор. В своей кураторской деятельности успешно сочетает стремление художника к междисциплинарности и склонность к коллаборации с другими художниками. Начиная с 2005 года Бочавар, специализируясь на сайт-специфик инсталляциях, работает во всех сферах художественной деятельности, будь то архитектура выставочных пространств, театральные проекты или ювелирные украшения.
Среди последних работ: архитектор всех выставок пространства Baibakov Art Projects (Москва, 2008-2010), архитектор российского павильона 53-й Венецианской биеннале современного искусства (Венеция, 2009), куратор и архитектор многих выставок государственного музея "Галерея на Солянке" (Москва, 2010-2014), куратор выставки Lexus Hybrid Art в ARTPLAY (Москва, 2012), автор и куратор Московского междисциплинарного фестиваля актуального искусства BOCHAVARFEST (Музей Москвы, Москва, 2012), куратор фестиваля "Архстояние-2013. ВЫХОД ИЗ ЛЕСА" (Калужская область, 2013). Куратор проекта "ГРАУНД" (основан в 2014 году, Москва). Основатель Международного музея энтузиазма. Награждена Премией им. Сергея Курехина как лучший куратор года в 2010 году за программу современного искусства на международном фестивале "ГОГОЛЬФЕСТ" (Киев, 2010).

Награждение лауреатов состоится 27 апреля в Театре Наций. Помимо владикавказского проекта в номинации "Региональный проект" представлены Арт-резиденция "Заря" во Владивостоке, выставка "Обратно домой" в Нижнем Новгороде и выставка "Музей революции: советская изнанка в зазорах идеологии" в Красноярске. 

Премия "Инновация" присуждается за проекты, реализованные в России в 2017 году. Они представлены в семи конкурсных номинациях: "Проект года", "Куратор года", "Художник года", "Региональный проект", "Новая генерация", "Образовательный проект" и "Книга года: теория и история современного искусства".
Всего на соискание премии в этом году было подано 375 заявок из более чем 50 городов России, в каждой из номинаций было отобрано по пять проектов.

Государственная премия "Инновация" была учреждена в 2005 году. В 2018 году премия будет вручена видным деятелям культуры в тринадцатый раз. Премия проводится Государственным центром современного искусства (ГЦСИ) в составе РОСИЗО при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Миссия премии — поддержка авторов, работающих в области современного искусства, выявление важнейших художественных достижений и привлечение к ним внимания широкой общественности.

Лента новостей
0