Ян Габараев
Вид охваченного пламенем города, в котором остались жены и дети, приводил ополченцев в ужас, но поддаваться страху они не могли и не имели права, вспоминает Алан Сиукаев события августа 2008-го. Он живет в селе Прис, это рядом с Цхинвалом. Там же застало его начало той короткой, но кровопролитной войны.
"Штаб ополчения располагался в моем доме. Когда послышались первые взрывы, солдаты просили отпустить их в город, чтобы забрать свои семьи, и после долгих уговоров, я согласился. Мы покинули окопы, и отошли в город", — говорит Сиукаев.
Тем временем, в сторону позиций ополчения приближались грузинские войска в количестве более двух тысяч человек. Вид пустых окопов, вероятно, наводил их на мысли о возможной засаде, поэтому они приняли решение спрятаться в лесу и переждать там ночь.
"К тому моменту мы уже вернулись на места. Ничего не подозревая, мы шумели, смеялись и громко разговаривали. Грузины проснулись и открыли по нам огонь", — рассказывает Алан.
Под его командованием находилось тридцать человек и около двадцати — из других силовых структур. Гигантский численный перевес грузинских войск не смог их деморализовать: каждый был готов ценой собственной отстоять жизнь близких и свободу Родины.
"Я связался по рации с городом и попросил открыть минометный огонь по позициям грузин. Всю ночь мы сидели в укрытии, не могли даже выйти, настолько интенсивный был обстрел", — вспоминает он.
Сиукаев с иронией замечает, что все чаще слышит собственные истории из уст других. Как очевидец и непосредственный участник боевых действий, он не может допустить спекуляций историей, и задумывается выпустить личную хронику войны.
"Пока я не знаю, с чего начать, как приступить к написанию. На мой взгляд, видео- или кинохроника — более эффективный формат для такой работы, чтобы ни у кого не возникало сомнений в авторстве", — сказал Сиукаев.
Продуктивная творческая деятельность требует душевного спокойствия и ясной головы. Отвлечься от посторонних мыслей и отдохнуть от городской суеты Алан помогает его новое хобби — пчеловодство.
"Это идеальный отдых для меня. Пчеловодство не требует больших усилий, и сам процесс помогает расслабиться после рабочего дня. Меда получается не очень много, но достаточно, чтобы подарить баночку-другую друзьям", — замечает он.