Танцор из Южной Осетии о Мариинке и конкуренции в балете

© Sputnik / Наталья АйриянЭдуард Каджаев
Эдуард Каджаев - Sputnik Южная Осетия
Подписаться
Артист балета Мариинского театра уехал с родителями в Санкт-Петербург из Цхинвала, когда еще ходил в третий класс. С самого детства он посвятил себя искусству, которое впоследствии стало делом всей его жизни

Эдуард Каджаев родился в Южной Осетии, но будучи ребенком, он с семьей отправился в Санкт-Петербург, где и остался жить. Эдуард уже тринадцать лет работает в Мариинском театре и является одним из лучших танцовщиков балета. Молодой артист часто приезжает в Южную Осетию, где у него много родственников и друзей.

О своей непростой профессии, об уровне российского балета и любви к Осетии, Эдуард рассказал корреспонденту Sputnik Диане Валиевой.

— Как ты начал заниматься балетом?

Инга Маргиева - Sputnik Южная Осетия
Инга Маргиева: моя задача - влюбить зрителя в театр

— В девятилетнем возрасте я посмотрел детский балет "Щелкунчик" в Мариинском театре, и мне очень понравилось. Так впечатлило, что сам захотел поступить в Академию Русского балета им. А.Я. Вагановой. Поступил не сразу, а только с четвертой попытки. Сперва не хотели брать, потому что я был маленький и здоровый, все же только-только уехал из Осетии. Потом мы познакомились с исполняющим обязанности худрука по балету Вазиевым Махаром, который помог в поступлении. В итоге, я окончил академию и пришел в Мариинский театр, где сейчас и работаю.

— Ты изначально хотел работать именно в Мариинском театре?

Лейла Гучмазова - Sputnik Южная Осетия
Лекция Гучмазовой в Москве: "Балет как часть большой политики"

— Да, после учебы я сразу попал в основной состав театра. По окончании академии бывает итоговый просмотр, по результатам которого идет отбор во все театры. Если ты понравился и подходишь, тебе предлагают контракт и работу, могут пригласить и в заграничные театры, то есть у артиста есть возможность выбрать подходящий ему театр.

Мариинский считается одним из лидирующих театров мира, поэтому мне даже думать не пришлось. Когда тебя приглашают в такое место, не приходится выбирать.

— В каких спектаклях удалось сыграть?

— Во всех спектаклях их репертуара. И в "Щелкунчике", конечно, в первую очередь.

— Который из твоих героев тебе наиболее близок?

— Есть такой балет — "Бахчисарайский фонтан" по одноименной поэме Александра Пушкина. Я играл там Нурали — военачальника Гирея. Наверное, он мне ближе, потому что я все-таки не классик. Классический герой — это принц, и это совсем не мое. Мне больше подходят характерные персонажи, моя подача более дикая.

— Балет — довольно необычный выбор профессии для осетина. Как к твоей профессии относятся семья и друзья в Осетии?

Эдуард Каджаев - Sputnik Южная Осетия
Каджаев о балете в Южной Осетии: менталитет не позволяет

— Семья меня всецело поддерживает. Мы осетины, и дома ведем такой же образ жизни, как и в Осетии. Благодаря родителям не потерял то, что приобрел с рождения, и очень горжусь тем, что я осетин. Жена с ребенком тоже понимают и прощают мне частое отсутствие дома.

На дружбу здесь это никак не влияет, это мой выбор и мое решение, если кому-то не нравится — это личное мнение человека. В Южную Осетию я приезжаю каждый год, это моя Родина и я не могу не приезжать. У меня здесь очень много друзей.

— Как проходит подготовка к выступлению? Как ты вживаешься в роль?

— Конечно, надо через себя пропустить персонажа. При выходе на сцену ты должен понимать, кого исполняешь, и что из себя представляет твой герой. Самое сложное и важное — это передать персонажа так, чтобы зритель увидел и почувствовал его характер. Для этого есть педагоги, которые занимаются с актерами перед спектаклем.

— Какой герой давался сложнее всего?

— В балете "Золушка" есть роль парикмахеров — это стильные ребята нетрадиционной ориентации. Представляете, как сложно мне было это передать! Это реально непросто, пришлось переступать через себя. Сидел дома перед спектаклем и ужасался от того, как я буду это играть на сцене, передавать их манеры. Но что поделать, это моя работа.

— Балет для тебя — что это?

Владикавказский государственный театр оперы и балета - Sputnik Южная Осетия
Маратра представит во Владикавказе "Двенадцатую ночь" на дигорском

— Балет — это очень тонкое искусство и очень кропотливый труд. Эмоции, мысли и чувства нужно показывать телом так, чтобы зритель понимал происходящее на сцене, и это мастерство необходимо оттачивать каждый день и держать себя в форме. Не стану скрывать, что этой профессии отдаешь много здоровья — я абсолютно весь переломанный. Иногда думаешь, нужно ли это.

Честно говоря, было желание бросить и заняться чем-нибудь попроще, но я всегда оставался. Не могу же я закончить все на полпути. Балет — это моя жизнь и ничего с этим уже не поделаешь.

— Каково быть одним из лучших артистов театра? Это ведь ответственность.

— Не сказал бы, что это некая ответственность. В театре между артистами всегда идет серьезная конкуренция, там много талантливых ребят, и каждый, естественно, хочет быть лучшим — это нормально. Постоянно идет борьба за лидерство, каждый хочет показать себя с лучшей стороны и работает над этим ежедневно.

— Ты получаешь удовольствие от работы?

— Конечно! Особенно, когда устаю, именно в тот момент, я понимаю, как люблю свою работу. Осознание того, что ты все сделал и свободен, ты доволен собой, и все хорошо — это ни с чем не сравнится, это такой адреналин и непередаваемые ощущения.

— И как часто ты доволен собой?

— Если честно, на 100% не часто, всегда нужно стремиться к большему, приходится соревноваться с самим собой. Но я знаю, что это нужно. Зритель должен уйти с впечатлениями, с ощущением душевной полноты, он должен получать удовольствие от игры артистов. Если ты выходишь на сцену, ты должен показать себя, выложиться на все сто. Иначе, зачем все это?

— На каком уровне балет в России, по-твоему?

Выставка театральных и исторических костюмов Мариинки - Sputnik Южная Осетия
Костюмы Мариинки показали на выставке во Владикавказе

— Безусловно, на высшем уровне. Что касается русского балета, он всегда был знаменит в России как "русский балет", именно так он воспринимается и сейчас. Он все же отличается от остальных, артисты вкладывают больше души. Например, в Америке часто выступают как роботы, а когда мы приезжаем, зрители начинают с ума сходить — это факт. У нас такая подача, все идет со школы, преподаватели с детства дают серьезные знания и навыки, благодаря которым мы на таком высоком уровне.

— Ты планируешь возвращаться в Южную Осетию?

— Мне хотелось бы организовать здесь школу балета или что-то вроде этого. Мысль зародилась давно, я много об этом думаю. Но это будет непросто, многие не поймут. Есть категория людей, которые смогут адекватно воспринять, но я не уверен, что это большинство. Наверно, нужно придумать определенную программу. Но я настроен оптимистически и обязательно займусь реализацией идеи.

Лента новостей
0