ЦХИНВАЛ, 4 дек – Sputnik, Диана Козаева. В ноябре Государственный драматический театр имени Коста Хетагурова стал участником сразу трех международных фестивалей – фестиваля камерных театров и спектаклей малых форм "Art Окраина" в Санкт-Петербурге, фестиваля "Южная сцена" в Нальчике и VIII фестиваля национальных театров "Сцена без границ" во Владикавказе.
В пресс-центре Sputnik худрук театра Тамерлан Дзудцов и актриса, исполнившая главную женскую роль в спектакле "Лес" Инга Маргиева, рассказали о том, как прошел гастрольный тур и чего ждать театральному зрителю в Южной Осетии.
Югоосетинский театр подготовил к показу три спектакля – "Фандо и лис" Фернандо Аррабаля, "Лес" Александра Островского и "Кровавую свадьбу" Владимира Гаглоева.
"Ноябрь был для нас очень плодотворным – мы были в трех разных городах с тремя разными спектаклями. Помимо того, что везде наши спектакли были приняты очень хорошо, мы собрали серьезные награды. "Фандо и Лис" был признан лауреатом фестиваля "Art Окраина", на "Сцене без границ" мы получили сразу три номинации, в том числе за современное прочтение русской классики. Награда за лучшую женскую роль также досталась нам на фестивале "Южная сцена", – рассказал Дзудцов.
Фестиваль – это всегда хорошо
Для выпускницы Щукинского училища Инги Маргиевой дебютным стало не только участие в международном фестивале. Ее роль в спектакле "Лес" стала первой на сцене югоосетинского театра.
"Фестиваль – это всегда хорошо. Мы ехали с большими надеждами, хотели не только показать свой спектакль, но посмотреть и другие. К сожалению, такой возможности у нас не было, потому, что фестиваль в Нальчике был как-то странно организован, мы отыграли спектакль и тут же уехали. Я считаю, что фестиваль – это обмен опытом, иначе я не вижу смысла участия в таких фестивалях", — рассказала молодая актриса.
Она выразила надежду, что будущие фестивали в Южной Осетии пройдут на таком уровне, "чтобы нам было не стыдно перед гостями".
Тамерлан Дзудцов отметил, что любой фестиваль бывает знаковым, участие в таких мероприятиях говорит о том, что театр знают и принимают, и по театральному миру это очень быстро распространяется.
По словам худрука, критики на фестивалях очень хорошо приняли спектакли югоосетинского театра, по достоинству оценив и режиссерские работы, и сценографию, и игру артистов.
Театр должен гастролировать
С возвращением Дзудцова, театр Южной Осетии стал снова гастролировать. Худрук уверен, что сидя на месте, театр не может двигаться вперед, он должен ездить на гастроли и фестивали, показывать и спектакли, и своих артистов, заявлять о себе в театральном мире.
Он также рассказал, что Южная Осетия планирует провести свой международный театральный фестиваль, но нужно дождаться окончания строительства не только нового здания театра, но и гостиницы.
"Фестиваль будет называться "Кавказский дом". Я получил поддержку на всех уровнях, остается дело за малым – ждать строительства театра и гостиницы, чтобы наши гости, приехав, сразу не уехали. А поездки еще будут. Будущий год у нас обильный – гастроли, международные фестивали. Наш театр мы будем открывать "Фатимой" Коста Хетагурова и мы должны его повезти и показать, чтобы заявить о своем национальном начале", – сказал Дзудцов.
"Критики были в бешенстве…"
По его словам, осетинские национальные спектакли воспринимаются зарубежным зрителем очень хорошо, напомнив об участии в 2004 году в фестивале "Радуга", где был представлен спектакль "Амран".
"Мы шокировали всех. В хорошем смысле. Потому что этот спектакль произвел сильнейшее впечатление на критиков, которые были в бешенстве от того, что раньше не знали ни нас, ни автора Елбыздыко Бритаева", – рассказал Дзудцов.
Он отметил, что второе для него было больнее, потому что Бритаев – это личность, который свою литературную деятельность начал в Петербурге, "написал пьесы, которыми можно хвастаться в мировой драматургии, но мы ничего не делаем, чтобы продвигать национальную драматургию и свой театр".
Амбиции артистов – это локомотив
Худрук театра рассказал, что в 2019 году Щепкинское училище снова примет студентов из Южной Осетии, которым республика уже обеспечит условия для жизни и работы.
На вопрос о том, поставил ли он свой главный спектакль, Дзудцов ответил, что все еще впереди.
"Я к нему иду, и любой режиссер скажет вам, что свой главный спектакль он еще не ставил, потому что он всегда впереди. Но к спектаклям, которые я ставил, я возвращаться не хочу. Это отвлекает и я боюсь, что того шарма уже не будет. Я хочу ставить что-то новое, и те спектакли, которые мы хотим поставить, будут сильнее. Потому что у артистов есть амбиции и это тот локомотив, который ведет театр", — сказал он.
Воспитать зрителя должен сам зритель
Журналисты обратили внимание худрука на то, как выглядит современный зритель, и поинтересовались, сможет ли новый театр воспитать нового зрителя.
Тамерлан Дзудцев отметил, что постарается все для этого сделать, но многое в этом вопросе зависит от самого зрителя.
"Если вы будет приходить в театр в вечерних платьях и костюмах, сдавать верхнюю одежду в гардероб и так проходить в зал, на вас будут смотреть и брать пример. Мы на сцене, мы играем для зрителя, а заставить его стать образцовым должен сам зритель, своим поведением, своим отношением. В этом есть соль", – сказал он.
Кроме того, он отметил, что будет введен запрет на вечерние спектакли для детей до 12 лет.
В новом театре появится и синхронный переводчик, чтобы граждане и гости республики тоже смогли посещать спектакли югоосетинского госдрамтеатра.
"Есть желание некоторых артистов сыграть на русском языке, это тоже приветствуется. Есть зритель на русский спектакль. Мы ничем не ущемляем осетинский национальный театр, если мы какие-то спектакли будем играть для русскоязычной публики", – сказал Дзудцов.
"Пиарьте артистов, это важно"
Худрук обратился к журналистам с просьбой почаще пиарить артистов, говорить о них. В этой связи Инга Маргиева обратила внимание на нехватку профессиональной критики, что, по ее мнению, играет не последнюю роль в росте артиста.
"Очень тяжело развиваться в рамках одного государства. Например, в Кабардино-Балкарии четыре театра, в Северной Осетии – восемь, в Дагестане – 14, в Южной Осетии – всего один. Хвалите нас, мы это очень любим, но иногда не хватает хорошей, профессиональной критики человека, который бы сделал понятный, конструктивный разбор спектакля, чтобы у нас была возможность учиться на замечаниях", – сказала она.
По словам Дзудцова, нет молодых людей, которые бы изъявили желание выучиться на критика или на драматурга.