Sputnik, Лев Рыжков
Уникальность экспозиции
Скажу сразу, что выставка — необычная. Впервые изобразительное искусство и скульптура Осетии представлены в столице России так всеобъемлюще. Надо знать, что "Семь монологов" — не столько выставка семи мастеров. Это еще и осетинское искусство в динамике. Более 150 работ отражают развитие осетинского искусства от Сосланбека Едзиева до новейшего времени.
К моменту торжественного открытия выставочное пространство музея было заполнено людьми. Выставку посетили официальные лица из правительства Республики Южная Осетия, дипломаты из посольства. С удовольствием разглядывал экспонаты бывший президент Северной Осетии Александр Дзасохов.
Были художники и их наследники. Живописец Валерий Гобозов, с которым автор этих строк встретился в зале, на выставке не представлен. Но, как признался создатель философских полотен с уклоном в сюрреализм, о зависти речь не заходит.
"В настоящий момент меня переполняет гордость за Осетию и за ее искусство", — сказал живописец.
Открытие посетили московские ценители искусства. Было много молодежи, детей с родителями. Детям нравились скульптуры Лазаря Гадаева, Дмитрия Томаева и Билара Царикаева, а взрослые вдумчиво разглядывали живописные полотна Хсара Гассиева, Казбека Хетагурова, Риты Хасо. Но наибольший ажиотаж, несомненно, возникал у скульптур Сосланбека Едзиева — работ уникальных, большинство из которых в Москве никогда не выставлялись.
"Это самая интересная выставка об искусстве Осетии за последние тридцать лет", — сказал автору этих строк Цопан Гассиев, сын великого юго-осетинского мастера Хсара Гассиева.
О времени и о вечности
По словам кураторов, выставка была задумана очень давно. Первый раз о возможности такого проекта заговорили тридцать лет назад. А вот по-настоящему серьезная работа по формированию экспозиции началась два года назад.
На выставке представлены как полотна из коллекции музея Востока, так и произведения искусства из владикавказского художественного музея им. Махарбека Туганова. Часть полотен поступила из частных собраний.
"На выставке представлены серьезные, глубокие работы, — сказала куратор выставки Светлана Хромченко. — Это не декоративное искусство. Это очень глубокие, выстраданные произведения. Каждый художник прошел свой путь, не ориентируясь на моду и поверхностные вещи, которые часто заставляют художников изменять своему внутреннему чувству. Именно по сущностному стержню мы отобрали этих мастеров".
Примечательно и то, что художники, чьи работы представлены на выставке, никогда не входили в какое-либо одно объединение и не представляли собой одну творческую "тусовку". Работы представлены художественно значимые, дающие понимание об эволюции осетинского искусства за прошедшее столетие.
От себя скажу, что посещение именно этой выставки — это не просто разглядывание красивых работ. Полотна и скульптуры размещены очень продуманно: их расположение оказывает воздействие на зрителя, заставляет задуматься о вечном, о человеческом бытии и поисках Бога.
"Выставка убедительно подтверждает, что искусство живописи и мастерство скульпторов передается в Осетии из поколения в поколение", — сказал на открытии Александр Дзасохов.
А советник посланника республики Южная Осетия Асхар Джиоев сказал корреспонденту Sputnik, что работы отражают историю, культуру и традиции осетинского народа: "Выставка имеет значение как для севера, так и для юга Осетии, — подчеркнул дипломат. — Представлены история, культура и традиции осетинского народа. Авторы принадлежат к разным эпохам, разным поколениям. В этом — ценность сегодняшней выставки. А то, что она проходит в Москве, только подтверждает значимость осетинской культуры".