Одно из главных югоосетинских печатных СМИ — газету "Южная Осетия" — в сентябре возглавил Александр Келехсаев, который сам долгое время работал журналистом в этом издании. В интервью корреспонденту Sputnik Диане Козаевой новый главный редактор рассказал, каково ему в новом статусе, как сделать интересной "Южную Осетию" и в чем слабые стороны югоосетинской журналистики.
— С вашего назначения прошло уже несколько дней. Оправдались ли ваши ожидания от первых дней работы в должности главреда с тем, что есть в реальности?
— Одно дело – работать в качестве журналиста, другое – быть руководителем СМИ. На главном редакторе — не только творческий процесс в редакции, но и административно-хозяйственные вопросы. Признаюсь, в первые дни было непросто. Согласитесь, не просто управлять людьми, с которыми вчера вместе писал репортажи, сидел в одном кабинете, обсуждал события в минуты свободного времени. Из статуса коллеги ты в миг превратился в руководителя. Но руководитель не должен звездить и превращаться в высокомерного менеджера. А твои коллеги должны понимать, что дружба дружбой, а рабочие отношения — совершенно другое. И здесь нет места панибратству.
— Как встретил коллектив газеты ваше назначение? Готов ли он к переменам?
— Мне трудно судить за весь коллектив. Знаю, для большой части коллектива мое назначение было приятным событием. Возможно, кому-то смена редактора не понравилась. Но так устроена жизнь. Не могут все быть довольны тем или иным назначением. Мне пришлось послужить в армии долгое время, и я просто терпеть не мог некоторых командиров, но есть устав! И согласно уставу ты должен выполнять приказы вышестоящего командования. А что касается перемен, тут двух мнений быть не может – перемены будут.
— Скажем сразу – газета "Южная Осетия" не самое популярное и интересное СМИ. Вы собираетесь менять в ней что-то кардинально, чтобы пробудить к газете интерес читателя?
— Чтобы утверждать, что наша газета — не самое популярное и интересное СМИ республики, необходим опрос, который выявит фаворита печатных СМИ республики. Вместе с тем, я признаю, конечно нашей газете есть к чему стремиться. Мы, по-прежнему, работаем по инерции, которая выработалась за последние годы. И в этом я ни в коей мере не виню моего предшественника, известного журналиста и публициста Роберта Кулумбегова. Просто время было такое… Я собираюсь кардинально менять многое в газете, это касается и дизайна. Отмечу, кое-какие элементы дизайна мы пересмотрели и изменили, читатели это видят. Но самое главное, это творческий процесс. Запредельная творческая атмосфера царила в нашей редакции, когда газету возглавляла Залина Цховребова. Если мне удастся достичь тех высот, это будет крупным успехом.
Хочу, чтобы статья, в зависимости от жанра, стала украшением. К примеру, новость должна быть исчерпывающей. Аналитическая статья — основательной и фундаментальной, подкрепленной цифрами, фактами, событиями, а не эфемерным суждением о сути вопроса и топорной пропагандой. От статьи по культуре должно веять изяществом и красотой. Изысканный театрал, прочитав ревю или репортаж о спектакле, должен прочувствовать драму на сцене и почувствовать себя в зрительном зале. Любитель спорта, прочитав репортаж о футбольном матче, должен ощутить себя как на стадионе. В каком-то смысле я немного символист. То есть писать надо не только вещь, но и эффект производимый вещью. Обратите внимание, если речь идет о футбольном репортаже, одна команда забивает гол и ее болельщики начинают неистовствовать. А посмотрите на игроков команды, пропустивших гол и их болельщиков. Для них это драма, трагедия, не уступающая по накалу сочинениям мэтров литературных трагедий! То есть символисты отображают жизнь с ее переживаниями, впечатлениями. А они, сами понимаете, многогранны. Повторюсь, есть законы жанра, их нарушать нельзя, и новость это новость. Но во многих ситуациях журналист должен писать от сердца, ярко, красиво, но со знанием дела и в рамках закона. Тем более, что журналист по закону имеет право на личные суждения и оценки — статья 54 Закона о СМИ Южной Осетии. Так что, капелька эмоции не повредит, она станет лишь украшением.
— Можно ли в принципе сделать интересными государственные СМИ в небольшой республике, где мало событий и люди достаточно закрыты при общении с прессой?
— Думаю, что государственные СМИ в небольшой республике, в условиях узкого информационного пространства и закрытости людей можно сделать интересными. Для этого нужно творчески подходить к своим работам. Каким бы скромным по параметрам не было государство, все равно в нем живут люди со своими проблемами и интересами. И если газета отвечает интересам людей, обращает внимание органов власти на проблемы, и они решаются, то для этих граждан газета ассоциируется с рычагом, через который можно надавить на чиновников. Вместе с тем, газета это не только рупор критики, тем более оголтелой и разнузданной. Как говорят в армии, живи по уставу – завоюешь честь и славу. Просто надо соблюдать закон о СМИ. И продолжу мысль, газета – это еще и советник, ведь с ее страниц можно получить экспертный совет, мнение, рекомендацию. Газета помогает нам ориентироваться в жизни, она несет в себе и справочные функции. Ее деятельность разнообразна и удовлетворение основных, если не большинства, интересов граждан — непременно пробудит к ней интерес читателя.
К примеру, можно ли назвать газету "Шарли Эбдо" успешной и популярной? Думаю, она популярна. Но владея французским языком, ни за что не стал бы ее читать. Ее карикатуры на крушение российского ТУ-154 вызвали у меня отвращение к этой газете, которая не раз оскорбляла религиозные чувства народов разных конфессий. Страшно подумать — сотни погибших, тысячи убитых горем родственников, друзей, а газета изгаляется, глумится над массовым горем. Так что, я точно не Шарли! Поэтому газета должна быть полезной своему государству, человечеству, а не быть площадкой "испражнений на бумагу", как назвало Минобороны России карикатуры этой газетенки на крушение ТУ-154.
Не надо замыкаться только на внутригосударственных вопросах, надо раздвигать барьеры и границы, писать о проблемах человечества. Мы, Южная Осетия, часть международного сообщества и на нас отражаются мировые тенденции. Они влияют на нашу жизнь. Разве мы не почувствовали изменение климата в мире? Конечно. Так что, нашей журналистике пора выходить на мировые просторы.
— Вас можно назвать ветераном югоосетинской журналистики. В чем, на ваш взгляд, ее сильные и слабые стороны?
— Вы верно подметили, "вас можно назвать ветераном…". Назвать, конечно, можно, но таковым я себя, если честно, не считаю. Ветераны это те, кто стоял у истоков журналистики в начале 1990-х годов. А сильные и слабые стороны нашего цеха вытекают из общих тенденций, которые есть в нашей жизни. Большая деинтеллектуализация в нашем обществе коснулась конечно и журналистики. Очень мало молодых и подготовленных журналистов. Сейчас в печатных СМИ много кадров, получивших фундаментальное образование и, сформировавшихся как личность, в советские времена. Замены им, по моему убеждению, можно с этим не соглашаться, пока я не вижу.
Что касается в целом, то нашей журналистике не хватает зубастости, присущей российским и западным коллегам. В 2000-х информационное ведомство республики возглавляла Ирина Гаглоева. И в интервью, которое я у нее взял, она сказала, то ли в укор, то ли в качестве комплимента: "Наши журналисты интеллигенты". Сами понимаете, интеллигент не будет — совать микрофон под нос пьющему кофе чиновнику, тыкать в него диктофоном, гоняться за машиной чиновника, чтобы сфотографировать его после шумного скандала, желательно после судебного процесса. Интеллигент — это в первую очередь воспитание. Это палка о двух концах. Возможно, истина посередине…