Александра Алборова
Ремонт дорог в Цхинвале — актуальная тема уже на протяжении девяти лет после 2008 года. Жителям Цхинвала пришлось запастись немалым терпением в ожидании, пока работы по благоустройству дойдут до их улиц. Однако нельзя сказать, что те, кто живет в уже благоустроенных районах города, могут наслаждаться красотой и безопасностью своих улиц. Одной из наиболее серьезных проблем, вызывающих обеспокоенность горожан, стала установка пластиковых канализационных люков, которыми заменили привычные всем с советских времен чугунные.
Улицы Героев, Джиоева, Сталина, Горького — это лишь немногие улицы, на которых они уже потрескались или вовсе сломались, вынуждая пешеходов обходить их стороной.
Полимерный (пластиковый) люк является оптимальным решением из-за небольшого веса, термостойкости и сравнительной долгосрочности — около 50 лет.
Пластиковые крышки бывают нескольких видов, в зависимости от того, для каких целей они предназначены и какой вес могут выдерживать — от легких малогабаритных, называемых также "садовыми", до "дорожных". Последние, несмотря на свое название, имеют ограничения в использовании на дорогах. Для максимально долгого срока службы их необходимо устанавливать на проезжей части с небольшим движением легкового транспорта — они выдерживают нагрузку до 12,5 тонн и не используются на магистральных дорогах. Однако в масштабах города решающим фактором, конечно, является цена — стоят эти люки намного дешевле чугунных.
Из всех этих характеристик можно заключить, что, возможно, пластиковые крышки в теории действительно удобнее в использовании на тротуарах и других пешеходных зонах. Минстрой Южной Осетии утверждает, что полимерные люки установлены в соответствии с их техническими характеристиками — исходя из предполагаемой максимальной нагрузки и без нарушений строительных норм.
Почему же в городе даже на новых улицах все чаще появляются дыры на местах люков, которые ломаются и проваливаются прямо под ногами у пешеходов, травмируя жителей?
Одним из ответов на этот вопрос является то, что в Цхинвале проезжей частью, в принципе, считается любая заасфальтированная местность, куда может заехать автомобиль.
Пробираясь через припаркованные посреди тротуаров машины, трудно не заметить неудобства, которые они создают проходящим пешеходам. Однако подобное пренебрежение ПДД наносит гораздо больший ущерб — полимерные крышки, не способные выдерживать нагрузку автомобилей, выходят из строя в течение пяти лет, вместо заявленных производителями 50.
Но проблема сломавшихся люков не ограничивается пешеходными зонами. В югоосетинских СМИ не раз публиковались свидетельства того, что полимерные люки установлены и на проезжей части. Это подтверждают и пользователи соцсетей, пытаясь привлечь внимание к проблеме.
Маркировка люков также различается по их функционалу. К примеру, люки с обозначением "ПГ" используются на пожарных гидрантах. По словам представителей МЧС, работа спасателей никак не изменилась с установкой полимерных люков вместо чугунных. Однако после некоторых ремонтных работ возникла другая проблема — многие из этих крышек оказались заасфальтированы таким образом, что в экстренной ситуации пожарные службы не смогут получить к ним доступ.
Пластиковый люк предназначен для установки на водопроводных сетях, канализации, теплотрассах, газовых линиях, тротуарах и газонах, в местах, не предназначенных для проезда грузового транспорта. В действительности, во многих местах города даже с "зелеными" (самыми легкими) крышками спокойно проезжает транспорт.
Сломанные люки продолжают заменять такими же пластиковыми крышками, которые вновь выходят из строя — их постоянное обновление может, в конечном счете, оказаться дороже, чем установка чугунных люков.