Директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин
Прошло девять лет со дня попытки режима Михаила Саакашвили подавить силой независимость Южной Осетии. С тех пор много воды утекло — давно нет в Грузии и Саакашвили. Тем не менее, руководство Грузии продолжает проводить политику, которая не улучшает отношения этой страны с соседями, но, напротив, еще дальше отталкивает от грузин осетин и абхазов.
Лично у меня, к примеру, создается впечатление, что грузинские власти не видят себя в одном государстве с Южной Осетией, а их систематические взвизги по поводу захвата Россией Южной Осетии — носят исключительно ритуальный характер. Так надо, если ты имеешь дело с европейцами — иначе не признают за своих.
За своих грузин на Западе между тем не признают, несмотря на все старания добросовестно выполнять предписания разного рода еврокомиссий и чиновников Северо-атлантического альянса.
С одной стороны, официальный Тбилиси постоянно напоминает с самых разных трибун об "оккупации" Россией территории двух своих бывших республик и требует их возврата в состав Грузии.
С другой стороны, грузинские элиты пока что не сделали ни одного системного шага к тому, чтобы Южная Осетия и Абхазия захотели ну если и не вернуться в границы грузинского государства, то, по крайней мере, смотрели с уважением в сторону Тбилиси.
Похоже, что грузинское руководство не собирается делать выводы из событий 9-летней давности, не раскаивается в содеянном — в том, что 8 августа 2008 года грузинские войска убили 48 российских миротворцев, имевших статус "голубых касок" ООН. Тогда же они начали обстрел из "Градов" и иных установок мирного Цхинвала. И после всего этого, Тбилиси не считает, что совершил преступление или хотя бы ошибку, посчитав возможным обеспечить целостность Грузии не путем переговоров, а военной силой.
На военную силу Тбилиси, судя по всему, полагается и сегодня. Иначе бы Грузия не водила свои хороводы с НАТО.
Северо-атлантический альянс давно выродился из оборонной организации (хотя даже в лучшие свои годы НАТО был, скорее, атакующей структурой) в систему, контролирующую военно-политическим способом те страны, где находятся его подразделения. В частности, давно известно, что войска НАТО находятся в странах Прибалтики или на Балканах не для защиты этих стран от кого-либо (ну, например, от российских войск, которые пока не сделали ни одной попытки расширить свое присутствие за пределами постсоветского пространства, да и в странах бывшего СССР постепенно сокращают свои базы), но для того, чтобы контролировать правящие прозападные режимы в этих странах, то есть фактически обеспечивать некогда введенные в них системы внешнего управления. И это при том, что попытки НАТО, США и ЕС навязать постсоветским странам свои спецуслуги становятся все более карикатурными.
К примеру, до недавнего времени НАТО особо не стремился в Молдову, считая, что эта страна у них в кармане, однако как только в стране в ходе президентских выборов победил российский кандидат, спешно ринулся строить и укреплять — в аккурат близ мятежного Тирасполя — свою военную базу. И нужна она альянсу и Западу не для защиты Молдовы от России или ПМР и даже не для нападения на приднестровских "сепаратистов", но, в первую очередь, для удержания под контролем западной олигархии самой Молдовы.
То же самое и в Грузии. В Тбилиси никак не поймут (или не хотят понимать), что и Грузия находится под внешним управлением НАТО. Ну а многих грузинских политиков, которые понимают весьма двусмысленное положение своей страны, в принципе это устраивает: видимо, принимать подачки НАТО и гранты от ЕС и некоторых западных стран предпочтительнее признания реальности (Южная Осетия — не Грузия) и стремления к подлинному суверенитету.
В отличие от Грузии, в Южной Осетии нет комплексов по поводу того, что кто-то за рубежом считает эту республику не соответствующей стандартам западной демократии. Здесь просто живут так, как жили предки — уважая свои национальные традиции (в том числе традиции добрососедства) и не подыгрывая каким-то лицемерно-демагогическим структурам вроде НАТО или ЕС.
В этой республике отлично понимают, что на Кавказе хозяевами должны быть кавказцы, а не американцы или европейцы.
И сегодня, когда Южная Осетия приближается к важной дате — очередной годовщине своей независимости, следует отметить, что суверенитет этой республике не был подарен — как это произошло с Грузией дважды в её истории. Он был завоеван. А Россия в 2008 году просто выполняла свой долг как страна, наделенная миротворческим мандатом ООН.
В Южной Осетии знают, что Россия не — оккупант. Она и в самом деле — страна-миротворец.
Российские военные защитили осетин от геноцида, но они защитили и грузин от потери лица, от искушения стать страной-организатором геноцида. И сегодня граждане ЮО стремятся в Россию не за достатком, не из желания стать нахлебником России или по принуждению (российские власти, напротив, тормозят принятие решения о присоединении этой республики к РФ). Во-первых, осетины Южной Осетии хотят воссоединиться с соплеменниками из Северной Осетии, а во-вторых, они хотят стать частью России из благодарности за их защиту российскими военными в период августовского нападения грузинских войск на Цхинвал и последующее признание Российской Федерацией государственности РЮО.
Вот так представляется мне ситуация в этой республике; и в этой оценке нет места тем терминам и суждениям, которые предпочитают использовать в своем лексиконе некоторые представители официального Тбилиси, разучившихся говорить на языке добрососедства и предпочитающих использовать в коммуникации с миром брюссельско-вашингтонский новояз.