Еще несколько лет назад дороги в Южной Осетии были одной из главных, если не главной болевой точкой республики. Непролазная грязь весной и осенью, всепроникающая пыль летом — так выглядел перекопанный Цхинвал, где несколько лет меняли подземные коммуникации. А чтобы поехать куда-нибудь в районы, автомобиль требовалось готовить, как истребитель перед боевым вылетом и не факт, что до места назначения он бы доехал без поломок. Как обстоят с этим дела сейчас, в интервью корреспонденту Sputnik Анне Гогичевой рассказал глава комитета по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Эдуард Гуззитаев.
— Какие крупные проекты реализованы за последние годы?
— По плану прошлого года все поставленные перед нами задачи мы выполнили в установленные сроки, и финансирование прошло в полном объеме. Нам удалось построить дорогу Цхинвал-Знаур, протяженностью около 35 километров. Эта дорога отвечает всем требованиям четвертого класса. Она оснащена всеми надлежащими дорожными знаками, там установлены железобетонные отбойники и ограждения отвечающими всем нормам безопасности и комфортного передвижения. Также дорога Дменис-Бикар и Бикар-Ленингор, длиной более 60 километров, той же четвертой категории, где соблюдены все нормы безопасности и установлено необходимое оснащение.
— Какую работу ведет комитет сейчас?
— На 2017 год комитету было выделено 8,5 миллионов рублей. В данный момент строительные работы ведутся на объекте Гуфта-Квайса, который относится к категории "аварийный участок" протяженностью 13,2 километров. Все работы ведутся своевременно, к концу ноября планируется сдать объект со всей документацией по проделанной работе.
Помимо инвестпрограммы, комитету выделяются средства на содержание дорог. Мы заключили договор с республиканским государственным унитарным предприятием "Дорэкспострой", которое предоставляет всю необходимую специализированную технику и специалистов для строительства и содержания автодорог.
Есть дороги местного значения и республиканского. Дороги республиканского значения протяженностью 319 километров постановлением правительства закреплены за комитетом на основе генерального подряда. Их обслуживание мы также проводим совместно с организацией "Дорэкспострой".
— Каковы приоритеты комитета в его работе?
— Главная цель комитета — чтоб все работы проводились качественно, квалифицированными специалистами, чтобы надлежащим образом эксплуатировать ту технику, которую необходимо задействовать в наших плановых работах.
На сегодняшний день у нас достаточно специалистов и работников нашей сферы, которые с должной ответственностью подходят к своим обязанностям. Это обусловлено и созданием комфортных условий для наших работников.
Средняя зарплата у нас 25 — 30 тысяч рублей. Для Южной Осетии это не маленькие деньги и каждый наш работник ценит свое место, оправдывая оказанное ему доверие качественно выполненной работой.
— В чем состоит главная проблема дорожников?
— Есть определенные проблемы по содержанию дорог, которые касаются придорожного строительства. У дорог есть свои придорожные полосы, и без согласования и понимания вопросов по строительству новых объектов или самозахвата придорожных территорий, строить там что-либо имеет негативный аспект. Такие постройки выполняются зачастую с грубыми нарушениями, как правило, без съездов с дорог, без примыкания, не оборудуются разгонные полосы. Мусор на придорожных стройках выносится на проезжую часть, что оборачивается быстрым износом разметки дорог. Наши обращения к администрациям районов по этому поводу не нашли должного понимания и, к сожалению, мы нередко сталкиваемся с такими случаями.
— Как вы охарактеризуете состояние дорог?
— За последние пять лет качество и состояние дорог, несомненно, улучшилось. Мы пытаемся разрабатывать новые технологии при ремонтных работах. Наши специалисты придерживаются стандартов, но предварительно тщательно изучают рельефные данные, природные свойства дороги и решают, как наиболее качественно произвести строительный процесс.
Очень большие претензии к пренебрежительному отношению нашего населения к соблюдению чистоты на дорогах. Я часто выезжаю с командировками и нигде по Северному Кавказу или в России в целом столько мусора и грязи, сколько у нас на дорогах, не наблюдал. На мероприятия по устранению этих проблем тратится немало средств, которые могли бы использоваться более рациональным способом на улучшение, допустим, покрытия дорог или на обустройства специальных остановок для водителей которые передвигаются с детьми или больными пассажирами по трассе, чтобы они, не мешая общему потоку, могли спокойно припарковаться.
— Как вы распределяете сезонные работы и реагируете на природные катаклизмы, которые могут нарушить движение на дорогах?
— По дорогам республиканского значения работы ведутся всесезонно по заранее составленным графикам. В зимнее время на Транскаме и по направлению Дменис-Ленингор у нас организовано круглосуточное дежурство вахтовым методом для оперативного реагирования на неполадки.
У дежурных есть необходимая техника для устранения любых препятствий на дорогах, вызванных природными явлениями. В случае нештатных ситуаций проблему устраняют максимум за два часа, а на время ремонтных работ, как правило, организуется объездной путь. Во второй половине октября начинается и вахта в селении Рук. Это высокогорный участок, где ранее всего может образоваться гололед на дорогах.