ЦХИНВАЛ, 21 фев — Sputnik, Мария Котаева. Историки и политики Южной Осетии обсудили предстоящий референдум по переименованию республики. Политики сочли верным решение главы республики и вариант переименования, предложенные Леонидом Тибиловым. Ученый круг не согласился с формулировкой вопроса референдума и посчитал неверным совмещение референдума и президентских выборов.
Леонид Тибилов 7 февраля подписал указ о назначении референдума, который пройдет в один день с выборами президента — 9 апреля. Гражданам предлагается проголосовать за поправки в часть 1 статьи 1 Конституции РЮО, изложив ее в следующей редакции: "Республика Южная Осетия — Государство Алания — суверенное демократическое правовое государство, созданное в результате самоопределения народа Республики Южная Осетия. Названия Республика Южная Осетия и Государство Алания равнозначны".
Заведующий кафедрой истории Осетии и Кавказоведения ЮОГУ, профессор Юрий Гаглойти подверг сомнению целесообразность слова "государство" в новом названии республики.
"Меня смущает слово государство, и мне не понятно, кто является автором этого проекта. Насколько я знаю, было три варианта переименования названия нашей республики и ни в одном из них не фигурировало слово "государство". Для нас логичнее переименование в Республику Южная Осетия — Алания. У нас уже есть прецедент на севере. На карте это территория одного этноса. А если мы в перспективе объединимся с Северной Осетией, то должно быть одно название", — сказал Гаглойти.
Глава медиа-центра "ИР", преподаватель кафедры истории ЮОГУ Ирина Гаглоева назвала указ президента о переименовании республики неподготовленным и выступила против совмещения выборов и референдума.
"Я сомневаюсь, что вариант "государство Алания" выбран как устраивающий большинство жителей нашей республики. Проведение референдума и президентских выборов в один день считается как бы мерой экономии финансов бюджета, но нас ставят в рамки, когда мы вынуждены голосовать и вынужденное голосование с такой формулировкой вопроса переименования может сказаться на результатах референдума", — сказала Гаглоева.
Заместитель главы президентской администрации Коста Пухаев поддержал указ президента о переименовании республики и сказал, что "название государство Алания восстановит исторические права осетин".
Он отметил, что сама идея проведения референдума уже повлекла реакцию со стороны Карачаево-Черкесской республиканской общественной организации "Конгресс карачаевского народа", которые выразили свое несогласие в письме на имя главы МИД Сергея Лаврова.
"Никто нам не может диктовать, как нам называть свою республику и посягать на доказанные историками факты", — сказал Пухаев.
Указ президента поддержали также глава МИД Южной Осетии Мурат Джиоев, судья КС Алан Джиоев и ректор ЮОГУ Вадим Тедеев.
"Равнозначное использование "государство Алания" наряду с Республикой Южная Осетия полностью отвечает чаяниям осетинского народа. Леонид Харитонович упоминал об этом названии еще в ноябре 2015 года. С тех пор не раз проводились экспертные советы, на которых обсуждался и этот вопрос, в числе остальных. Убежден, что это правильный вариант", — сказал глава югоосетинского МИД.
Профессор кафедры филологических наук ЮОГУ Зоя Битарова считает, что добавление к названию республики Южная Осетия "государство Алания" укрепит историческую действительность и добавила, что вопрос переименования Южной Осетии в Аланию появился впервые в 90-х годах, во время грузино-осетинского конфликта, но "тогда это не было первостепенной задачей в силу сложной ситуацией".
Экс — депутат парламента, заведующий кафедрой осетинского языка и общего языкознания ЮОГУ Юрий Дзиццойты назвал проведение референдума в день президентских выборов "недемократичным".
"Проведение референдума не должно быть привязано к президентским выборам. Этого нет ни в одном государстве, и идет вразрез с нормами демократии. Парламент или президент должны взять на себя ответственность за то, чтобы перенести проведение референдума на другую дату", — сказал Дзиццойты.
Директор музея ценностей Северной Осетии Михаил Мамиев сказал, что "перетягивание аланского одеяла" на Кавказе, это специальный проект, за которым стоят определенные лица, заинтересованные в разжигании дестабилизации на Северном Кавказе.
"В мировой истории давно не стоит вопрос об идентификации алан и осетин, и этногенез аланского народа не требует подтверждения для соседей осетин. Понятно, кто стоит за проектом Аланское наследство, который направлен на разжигание межнациональной дестабилизации на Кавказе", — сказал Мамиев.