ЦХИНВАЛ, 19 янв — Sputnik. Несущественный разрыв между двумя главными кандидатами на пост президента Леонидом Тибиловым и Анатолием Бибиловым говорит о том, что победит тот, кто сумеет мобилизовать неопределившийся электорат, заявил директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.
Парламент Южной Осетии принял постановление "О назначении выборов Южной Осетии" 17 января. Выборы президента пройдут 9 апреля 2017 года.
Об участии в кампании заявили действующий глава республики Леонид Тибилов, спикер парламента Южной Осетии Анатолий Бибилов. Также свои президентские амбиции несколько месяцев афиширует экс-президент Эдуард Кокойты.
Однако, как отметил руководитель администрации президента РЮО Алан Техов, действующее законодательство республики не дает Кокойты правовых оснований для участия в выборах, которые состоятся в апреле, поскольку у него отсутствует ценз оседлости.
Как свидетельствуют данные опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ (Россия) в декабре 2016 года, за Тибилова намерены проголосовать 35,6% опрошенных, за Бибилова — 35,1%. Участие в опросе приняли более тысячи респондентов из всех районов республики, ответив на более чем двадцать вопросов открытого и закрытого типа.
Разница между будущими кандидатами несущественна и значительно меньше статистической погрешности (погрешность исследования составила 2,8 — 3,1%). При этом 17,4% респондентов отметили, что до сих пор не определились со своим окончательным выбором.
Главная интрига предвыборной гонки будет заключаться именно в том, как каждый из кандидатов выстроит свою работу именно с этой группой избирателей.
"В начале кампании важным ресурсом являются номенклатурные позиции кандидатов. Поэтому естественно, что президент и председатель парламента, как самые статусные политики республики, имеют наивысшие рейтинги. То, что их рейтинги очень близки тоже понятно. Оба политика постоянно находятся в центре информационной повестки", — объяснил директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.
Учитывая практически равную поддержку избирателями обоих кандидатов, повестка президентских выборов в Южной Осетии не может сводиться к простой борьбе за власть. Политики, которые могут претендовать на победу в этих выборах, должны решить две задачи.
Первая состоит в том, чтобы продемонстрировать зрелость политической системы Южной Осетии. Республика имеет большой опыт выборов, в том числе и в условиях, когда ее не признавали в качестве независимого государства. Первые выборы после признания независимости в 2008 году обернулись острейшим политическим кризисом. Политикам Южной Осетии предстоит доказать — как собственным избирателям, так и Москве — что они могут пройти через избирательную кампанию без разрушительной политической борьбы.
Вторая задача состоит в том, чтобы сделать политическую дискуссию содержательной. Сейчас ситуация иная, чем пять лет назад. Тогда проблемы Южной Осетии были очевидны: восстановление республики стопорилось, люди годами не могли вернуться в свои дома, власти действовали неэффективно.
В последние годы многие проблемы восстановления были решены. Южная Осетия должна переходить к развитию. И это ставит новые вопросы перед политиками. От них ждут не резких заявлений в адрес друг друга, а продуманных предложений о будущем политическом курсе, о решении практических проблем, таких как реформа налоговой системы, реформа управления государственными предприятиями, механизмы привлечения инвестиций и поддержки предпринимательства. Выборы должны стать соревнованием программ, а не личных амбиций.