Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Скаков для Sputnik Южная Осетия
Не дожидаясь официального старта предвыборной кампании в середине января, основные кандидаты на пост президента Южной Осетии заявили о своих планах и амбициях. О своих намерениях баллотироваться 25 ноября сообщил действующий президент Леонид Тибилов, а 9 декабря — спикер парламента Анатолий Бибилов. Это были ожидаемые заявления, и обоих политиков можно с уверенностью назвать фаворитами предвыборной гонки. Но дальнейшие события, хотя и были ожидаемыми, добавили элемент непредсказуемости в выборный процесс. 12 декабря в ходе видеоконференции о своем намерении баллотироваться заявил проживающий в Москве экс-президент Эдуард Кокойты.
Конечно, очевидно, что так называемый "ценз оседлости", закрепленный, в свое время по инициативе самого Кокойты в Конституции республики, не позволяет бывшему президенту на законных основаниях претендовать на верховный пост. Не проживал он последние пять лет на территории Южной Осетии, и это всем хорошо известно. Но в ходе видеоконференции Эдуард Кокойты уверенно объявил: "безусловно, я пройду ценз оседлости, даже не сомневайтесь". Возникает вопрос: каким образом? При этом надежды экс-президента обойти неизбежный запрет Центризбиркома и Верховного суда разделяет часть юго-осетинского общества. К примеру "югоосетинский общественник" Алан Парастаев заявляет: "Я бы на месте сегодняшней власти вообще снял его подчинение закону о цензе оседлости, так как он экс-президент. Давайте допустим его до выборов, и выборы покажут, кто кого хочет". Но на каком основании предполагается, что в отношении кого-то закон может не действовать? Ни в одном законодательном акте, ни в одном пункте Конституции Южной Осетии не прописано, что бывший президент может не подчиняться законам республики.
9 апреля 2017 г. граждане Южной Осетии определят будущее республики на ближайшие пять лет. В то же время, скорее всего, программы основных кандидатов, Л. Тибилова и А. Бибилова, вряд ли будут существенно отличаться друг от друга. Вектор развития Южной Осетии определен, это тесный союз с Россией, которая, по сути — гарант стабильного будущего республики. Наконец, это продолжение уже не восстановления Южной Осетии, а строительства в ней новой конкурентоспособной экономической модели, основанной как на возможности самодостаточного и самостоятельного развития, так и на интеграции в экономику России, а в будущем, вероятно, в экономику всего евразийского пространства.
Различия в программе двух кандидатов носят, скорее, стилистический характер. Анатолий Бибилов собирается идти на выборы с той же программой, с которой его партия "Единая Осетия" победила на парламентских выборах, ставя главной целью вхождение республики в состав Российской Федерации. Очевидно, что реализация этой цели в обозримом будущем не входит в интересы самой России и, соответственно, трудно реализуема. Леонид Тибилов обещает переименовать Республику Южная Осетия в Республику Южная Осетия — Алания. Можно усомниться, насколько актуально такое переименование в ситуации, когда перед республикой стоит множество нерешенных и более актуальных задач.
Эдуард Кокойты вообще не стал утруждать себя презентацией какой-либо цели или программы. Единственное, что можно отнести к программным заявлениям, это его обещание: "попытки манипуляторов протащить угодного им кандидата будут обречены на провал". Но и тут остается неясным, какие именно "манипуляторы" имеются в виду, какого угодного им кандидата они протаскивают, каким образом они собираются это сделать. Можно, конечно, усмотреть в этом заявлении элементы шантажа Москвы, которая должна пойти на торг с экс-президентом, готовым, в противном случае, пойти на обострение ситуации в республике. Думается, все же, что подобные действия бесперспективны.
В республике вряд ли забыли последние годы президентства Кокойты. Уже упомянутый выше Алан Парастаев, на вопрос журналистки "отрицательный имидж коррупционера, который провалил восстановление республики в 2008 году, — Кокойты избавился в общественном сознании от этого или нет?" ответил — "пусть выйдет и объяснит, почему это случилось". Как будто можно объяснить исчезновение миллиардов рублей, огромное количество недостроенных и брошенных объектов, нарушение сроков строительства, когда 69 объектов из 96 превратились фактически в долгострой, а 33 объекта строились при полном отсутствии проектно-сметной документации.
С 2008 по 2013 годы Россия выделила на социально-экономическое развитие Южной Осетии около 38 млрд. рублей, из них порядка 23 млрд. рублей — капитальные инвестиции. Но деньги будто бы уходили в песок, восстановление Южной Осетии затягивалось, коррупционные схемы процветали, светлое будущее для республики не наступало.
Конечно, вряд ли стоит демонизировать бывшего президента, достаточно вспомнить о том, какую позитивную роль он сыграл в консолидации юго-осетинского общества в самый тяжелый для республики период грузинской агрессии, с 2004 по 2008 годы. Хотя и здесь есть вопросы, в частности, как хорошо известно, президент республики не был в рядах защитников Цхинвала в августе 2008 года. Но в мирное время Кокойты оказался неспособен наладить работу с чиновниками и подрядчиками, создать четкую вертикаль принятия решений, обеспечить целевое расходование финансовой помощи. Можно напомнить и об исчезновении порядка 1 млрд. рублей со специального благотворительного счета, распределенных между "своими" в виде беспроцентных кредитов. Не выполнена была масштабная программа по развитию животноводства, абсолютно не учитывающая специфику республики. Подобные провалы можно перечислять долго.
Опять же, не стоит идеализировать нынешнюю республиканскую власть, её можно и нужно за многое критиковать, в частности, за перманентное затягивание с принятием важных кадровых решений, за невыполнение предвыборных обещаний. Только в конце ноября у парламента Южной Осетии дошли руки до изменения избирательной системы, переход от пропорциональной системы к смешанной, хотя это было одним из предвыборных обещаний Тибилова на президентских выборах 2012 года и Бибилова на парламентских выборах 2014 года. Не создан Конституционный суд, не проведена реформа местного самоуправления.
Тем не менее, восстановление и социально-экономическое развитие Южной Осетии вошло в нормальное рабочее русло, и не видеть этого нельзя. Темпы строительства выросли в три раза, определен единый заказчик в лице Минстроя РЮО, прекращена практика переавансирования объектов, когда недобросовестные подрядчики исчезали с полученным авансом, исключена несогласованная переброска средств с объекта на объект. В прошлое ушли перекопанные по несколько раз улицы Цхинвала, город благоустраивается, восстанавливаются и строятся объекты культуры и досуга. Наконец-то построена нормальная автодорога между Цхинвалом и Ленингором, в 2015 году в Цхинвале открыт современный Дворец спорта "Олимп".
Понятно, что получается далеко не все. К примеру, в Ленингоре построен Дом культуры, но, благодаря бездействию местной власти, он, по словам местных жителей, постоянно закрыт. И здесь, конечно, активнее себя должны проявлять парламентарии, активисты политических партий, журналисты. Это, конечно, гораздо сложнее, чем бороться с мифическими "манипуляторами" или переименовывать республику.