Юрий Вазагов, политический обозреватель, специально для Sputnik
Итак, в Грузии достаточно ожидаемо победила "Грузинская мечта", получив убедительное большинство в новом созыве законодательного органа этой республики.
В большинстве мажоритарных одномандатных округов — в 54 из 73 округов еще предстоит провести по второму туру выборов, но их результаты не смогут изменить общей картины, скорее наоборот, поскольку по всем данным кандидаты от "Мечты" почти везде прошли во второй тур с лидирующими позициями. К тому же не исключено, что главные противники "ГМ" — сторонники Саакашвили последует совету своего лидера и не примут участия во втором туре.
Таким образом, по прогнозам у правящей партии за счет одномандатников есть шансы получить даже конституционное большинство в парламенте. Для сравнения на выборах 2012 года "Грузинская мечта" получила почти 55% голосов по спискам и победила в 41 округе, таким образом сформировав большинство в 85 мандатов, а "Единое национальное движение" завоевало 40% голосов, победив в 32 округах и получив 65 мест.
Конституционная мечта?
По итогам нынешних выборов ЕНД, хотя и осталось главной оппозиционной силой, но не сможет существенно влиять на политику проводимую новым правительством Грузии, которое будет сформировано парламентским большинством. Правда здесь есть один нюанс, связанный с политикой западных стран, которые вновь могут потребовать сформировать режим коабитации в новой редакции.
Подобная схема политического сосуществования двух главных противоборствующих сил Грузии существовала некоторое время после победы "Грузинской мечты" в 2012 году. Во многом благодаря этому, большинство сторонников экс-президента Саакашвили, принимавшие участие в репрессиях против инакомыслящих и переделе собственности, смогли избежать уголовного преследования.
Не исключено, что со стороны западных стран и международных организаций будут звучать рекомендации включить в состав нового правительства представителей второй парламентской партии и тем самым подтвердить верность демократическим ценностям. Сможет ли выдержать подобное давление руководство "Мечты" вопрос далеко не праздный, поскольку последствием подобной гибкости может стать дальнейшая дискредитация "мечтателей" в глазах той части многочисленной части общественности, по-прежнему требующей возмездия бывшим чиновникам режима Саакашвили.
Единое национальное — движение назад
Для "националов" нынешние выборы стали провалом надежд. Статус второй по влиянию и популярности политической силы в Грузии явно не то к чему они стремились и ради чего бросили в бой свои основные ресурсы. Ребрендинг партии, поддержка влиятельных сил на Западе типа "ястребов" наподобие Маккейна, лидирующая роль бывшей первой леди Сандры Руловс в избирательной кампании, превосходство над конкурентами по части владения политическими технологиями — этих козырей все же оказалось недостаточно для победы над противником, который допустил много ляпов и провалов за последние несколько лет, во многом не оправдав надежды населения. Козыри не сработали, бросок Сандры-2 тоже оказался неудачным, как и первый в 2004 году, когда харизматичная голландка собралась прорваться в Цхинвал, пытаясь пройти там, где не удалось ее правящему супругу.
Неудача Сандры и Ираклия
Попытка Сандры победить в первом туре выборов в мажоритарном округе в Зугдиди оказалась не очень удачной. Шансов потерпеть поражение во втором туре у Сандры Рулофс еще больше. Впрочем, в парламент Грузии она все же может попасть по партийным спискам ЕНД, где она идет вторым номером, но после поражения в мажоритарном округе в Зугдиди это будет выглядеть как нырок через "черный ход" с сопутствующими имиджевыми потерями. Ее благоверному, похоже, придется задержаться на Украине, судя по всему возвращение грузинского "терминатора" откладывается на неопределенный срок.
Неудачи продолжают преследовать и другого незваного для южных осетин гостя — Ираклия Окруашвили, в свое время обещавшего встретить Новый год в Цхинвале. Его попытка попасть в парламент Грузии по 41-му мажоритарному округу в Гори оказалась провальной, некогда "железный" Ираклий получил лишь третье место с 17,33%. И хотя после добровольного выхода из гонки Ираклия Аласания, занявшего второе место с 19,38%, Окруашвили возможно сможет принять участие во втором туре, шансов победить кандидата от "Грузинской мечты" Иосифа Макрахидзе, получившего 33,69% голосов в первом туре, у него практически нет.
Как показали итоги выборной кампании, страх перед возможным возвращением из одесского небытия экс-президента с его тоталитарными замашками в грузинском обществе оказался сильнее, чем предполагали в команде экс-президента.
К тому же "мечтатели" постарались максимально оживить в памяти избирателей воспоминания о вениках Глданской тюрьмы, устроив настоящий шабаш компромата против прежних хозяев Грузии. Здесь отличился и известный жителям Южной Осетии по переговорам в формате СКК режиссер Георгий Хаиндрава, снявший по заказу Иванишвили художественный фильм "Герократия", который оказался более удачным проектом для Хаиндравы нежели его участие в грузино-осетинском переговорном процессе.
Сам себе победитель
В целом парламентские выборы 2016 года считать очередной личной победой Бидзины Иванишвили, непосредственно включившегося в гонку. Олигарх провел свою собственную информационную кампанию, увидев, что его детище — "ГМ" может провалить задачу по завоеванию парламентского большинства. Перспектива создания новой коалиции, в случае если бы "Мечта" получила недостаточно голосов, с неминуемыми капризами ненадежных союзников его явно не привлекала. Опыт политического сосуществования в одной упряжке с такими союзничками как Ираклий Аласания с "Свободными демократами" и Республиканцами типа Тины Хидашели и Давида Усупашвили пришелся не по нраву Иванишвили. Именно поэтому он заблаговременно перед выборами распустил коалицию с тем, что "Грузинская мечта" пошла на выборы одна без свиты партнеров, от которых всегда было больше головной боли, нежели реальной пользы.
Расчет оказался верен. "Мечте" удалось добиться внушительной победы, хоть и оспариваемый оппонентами на фоне предвыборных опросов, рисовавших несколько иной расклад сил, зато для бывших партнеров по дележу портфелей развод со сторонниками Иванишвили оказался менее удачным. Республиканская партия и другие бывшие участники оказались за бортом парламента. Если кому-то из них и будет предложено занять министерское кресло, то это уже будет выглядеть как подарок с барского плеча, а не иначе, и такие назначенцы будут вынуждены с большим вниманием относиться к указаниям парламентского большинства, чего нельзя было сказать о той же Хидашели в бытность ее министром обороны Грузии.
Удачным оказался и другой расчет Иванишвили, произведшего в начале года резкую рокировку в правительстве Грузии, отправив в небытие юного и резкого премьера Ираклия Гарибашвили, успевшего перессориться со многими союзниками "Мечты" и настроившего против себя часть общественности своими жесткими заявлениями.
Георгий Квирикашвили оказался на редкость удачным предвыборным премьером, маневрируя между различными политическими силами и умело выходя из кризисных ситуаций, он сумел несколько улучшить ситуацию в сфере экономики, стабилизировав курс национальной валюты. Квирикашвили удалось также покончить с карикатурными скандалами, бросавшими тень на имидж "Мечты", которые регулярно происходили между его предшественником и президентом Грузии Георгием Маргвелашвили за право представлять республику в международных мероприятиях. Гарибашвили напротив устраивал настоящую битву престолов за право покрасоваться на очередном бесполезном заседании международных организаций.
Запад им поможет
Весьма примечательной оказалась и реакция со стороны Запада на грузинские выборы. С самого начала западные деятели подчеркивали необходимость проведения демократических свободных выборов, которые бы подтвердили успешность реформ, проведенных в Грузии под их патронажем. Всем желающим устроить очередную "розовую" революцию был послан четкий однозначный мессидж о недопустимости дестабилизации в стране, входящей в зону интересов Соединенных Штатов. Тем более в данном случае следует учитывать усиление значимости грузинского фактора для Вашингтона на фоне процессов, произошедших в Турции и вызвавших охлаждение отношений между "султаном" Эрдоганом и его западными союзниками.
На этом фоне дестабилизация в Грузии для США неприемлемая роскошь. Этим, прежде всего, объясняется дружная положительная оценка прошедших выборов со стороны практически всех наблюдателей от западных международных организаций, которая должна была остудить революционный пыл сторонников Саакашвили, чья супруга по привычке начала было звать на баррикады.
Для Запада действительно не существует принципиальной разницы между политикой, проводимой "Грузинской мечтой" в отношении интеграции Грузии в евроатлантические структуры и Единым национальным движением. По сути, акценты одни и те же, разница лишь в методах достижения.
За последние два годы "мечтатели" фактически добились большего прогресса в вопросах интеграции с ЕС и НАТО, нежели их предшественники из ЕНД во главе с авторитарным лидером, склонным к провальным военным авантюрам. Подписано соглашение об ассоциации с ЕС, которое позволит нарастить экономические связи с Евросоюзом, на подходе безвизовый режим с объединенной Европой. В 2014 году на Уэльском Саммите НАТО был подписан так называемый "существенный пакет", который уже привел к интенсификации сотрудничества Грузии и альянса. В рамках реализации этого соглашения близ Тбилиси был построен учебно-тренировочный центр НАТО и Грузии, совместные учения грузинских вооруженных сил, американских подразделений и воинских частей других стран, включая украинские и турецкие, стали проводиться еще чаще, с каждым разом становясь все масштабнее.
Серьезным шагом в направлении углубления взаимодействия в военной сфере между США и Грузией стал также Меморандум об углублении партнерства в сфере обороны и безопасности, подписанный в июле 2016 года в Тбилиси госсекретарем США Джоном Керри и премьер-министром Грузии Георгием Квирикашвили.
При этом США и ЕС вполне устраивает прагматизм, проявляемый нынешними властями Грузии в отношении налаживания экономических отношений с Россией. В свое время такой подход настойчиво рекомендовался и Михаилу Саакашвили, но тот в силу склонности к радикальным решениям, игнорировал подобные призывы западных партнеров-покровителей.
Что в выборе твоем?
Для России, Южной Осетии и Абхазии продолжение подобной внешней политики "Грузинской мечты" означает отсутствие острых кризисов в ближайшей перспективе, но только в ближайшей. Дальнейшее усиление военного присутствия США и НАТО на территории Грузии может создать угрозы интересам безопасности РФ и ее кавказских союзников, запустив процессы дестабилизации всего региона. Отсутствие мирных соглашений с Южной Осетией и Абхазией усугубляют риск подобных сценариев в среднесрочной перспективе.
Ближайший после выборов год покажет, какую политику изберет "Грузинская мечта" после своей убедительной победы. Продолжит ли Тбилиси попытки максимального наращивания военно-политического взаимодействия с США и НАТО с параллельной активизацией торговых контактов с Россией или же власти Грузии поубавят свою евроатлантическую прыть, проводя более сбалансированную политику с учетом интересов таких соседей, как Россия и Иран.