Анастасия Мельникова, обозреватель МИА "Россия сегодня"
"Сломай бешеный принтер! Выбирай новых и честных!", "Они охр…ели", "Давайте вернем власть людям!", "Под ударом — государство и экономика, люди беднеют!" — предвыборные лозунги как бы говорят всем, что политическая борьба в России есть, есть конкуренция партий, есть из кого выбирать 18 сентября.
Имитация бурной деятельности во время теледебатов в самом разгаре. Националисты и либералы объединяются, чтобы объявить импичмент Путину — кажется, они в восторге от самих себя и от своих хлестких, но пустых выкриков в никуда.
Владимир Жириновский на этом фоне уже даже не удивляет, единороссы, конечно, напоминают о поддержке президента, коммунисты и эсеры привычно как бы критикуют власть, новички политической сцены пытаются хоть чем-то запомниться телезрителям.
И уже даже бывает что-то похожее на начало потасовок, участники порой пытаются перекричать друг друга ("не ори мне в ухо!"), угрожают ("пойдешь на пулеметы НАТО!"), хотят удивить ("нет овощам и извращенцам!"), предстают в образе Терминатора или используют клаксон, чтобы заглушить истерику оппонента.
Как реагируют зрители
Зрители тем временем выбирают что угодно, но не теледебаты — программы, посвященные предстоящим выборам, в большинстве своем просаживают рейтинги, даже если идут в прайм-тайм.
Почти половина россиян считает, что теледебаты бессмысленны — это следует из результатов недавнего опроса, проведенного "Левада-центром": 43% россиян не смотрели и не собираются смотреть теледебаты, 20% следят за ними регулярно, 25% только планируют начать их смотреть.
А согласно опросам по популярности партий (ВЦИОМ, ФОМ, "Левада-центр"), в первой неделе сентября у "Единой России" — от 31 до 44%, у ЛДПР — 9-12%, у КПРФ — от 7,7 до 10%.
Возможность преодолеть 5-процентный барьер сохраняется у "Справедливой России" (ее рейтинг — как раз около 5%).
Кому нужен эпатаж
Потенциальные избиратели примерно представляют себе все, что скажут участники дискуссий от партий-лидеров предвыборной гонки.
Новичкам же приходится совсем туго — их не знают, и не то, чтобы не хотят знать, просто слишком мало было у них времени, чтобы заслужить доверие. Точнее, даже не доверие, а хотя бы внимание.
Эпатаж как средство привлечения внимания — способ, конечно, проверенный, но в этом году слабо работающий. Мало кто из телезрителей будет смотреть все теледебаты от начала до конца (а экзотические выпады у кандидатов бывают нечасто, обычно это просто рутинные дискуссии).
Ну а интернет-аудитория, просматривающая яркие отрывки из теледебатов, максимум прокомментирует, но вряд ли запомнит, какую партию представляет тот или иной экзальтированный кандидат.
Выборы скоро
Напомним, выборы депутатов Госдумы (нижней палаты российского парламента) седьмого созыва состоятся 18 сентября по смешанной системе: 225 депутатов будут избраны по партийным спискам (пропорциональная система) и 225 — по одномандатным округам (мажоритарная система).
Всего ЦИК РФ зарегистрировал на выборах в Госдуму федеральные списки 14 партий.
Зарегистрированы партии "Родина", "Коммунисты России", Российская партия пенсионеров за справедливость, "Единая Россия", "Зеленые", "Гражданская платформа", ЛДПР, Партия народной свободы (ПАРНАС), Партия роста, "Гражданская сила", "Яблоко", КПРФ, "Патриоты России" и "Справедливая Россия".
Именно в таком порядке, как определилось в ходе жеребьевки, наименования и эмблемы партий будут располагаться в избирательном бюллетене.
Бюллетени печатаются на русском языке. По решению избиркома субъекта Российской Федерации они могут быть напечатаны также на государственном языке соответствующей республики в составе РФ, а при необходимости — и на языках народов России на территориях их компактного проживания.
В настоящий момент в России зарегистрировано свыше 111,7 миллиона избирателей.