Кто-то когда-то давно поделил Осетию на Северную и Южную, людей сначала разделяли горы, а теперь все чаще стереотипы и амбиции. Хотя есть категория людей, которая говорит, что Осетия едина, у нее есть Север и Юг.
Да простят меня и те и другие, если я напишу что-то не так, экспертом себя я не считаю. Я просто попытаюсь порассуждать на тему, которая меня периодически ставит в тупик. Быть может, не очень хорошо выносить сор из избы, а острые углы лучше обходить стороной, или молчать о них.
Удивительный мы народ, осетины… Мы гордимся своим славным прошлым, при каждом удобном случае упоминая аланские корни. Мы все знаем, но не делаем, как надо. Мы все хотя бы раз делили себя на иронцев, дигорцев и кударцев, припоминая те или иные стереотипные черты свойственные тому или иному субэтносу, обвиняя дигорцев в хитрости, кударцев в наглости, а иронцев? Иронцы, как всегда, ни при чем, они у нас "Уаздановы".
Мы живем в разных странах, нас разделяет Главный Кавказский хребет и соединяет Транскам. Северяне не ездят на Юг, но с удовольствием катаются на иномарках с "юоровскими" номерами. Особо горячие южане обвиняют северян в потере корней, языка и культуры.
Сказать честно, и на меня периодически накатывает волна стереотипов, потому что так проще, за тебя подумали, а ты сам просто не хочешь ни в чем разобраться.
У нас есть общая боль и радость, даты и дни, которые нас объединяют. Есть события, когда мы стоим рядом друг с другом, не думая об ущельной принадлежности. Мы знаем об этих датах.
Вчера в аэропорту Шереметьево мы ждали чемпиона олимпийских игр Сослана Рамонова. Клич и зов собраться всем желающим был брошен в социальных сетях. Я ехала с представителем совета осетинской общины (это я поняла потом) и еще с несколькими девушками. Мы мчались, боясь не успеть. Опаздывать у нас тоже, между прочим, в крови. Но, к счастью, мы успели. В зале ожидания было на тот момент человек пятнадцать осетин. Рядом стояла делегация, которая встречала борца из КБР, их было больше ста. Меня не покидало ощущение, что их количество увеличивается в геометрической прогрессии, а наше в арифметической.
Я не из категории людей, которые уверены, что "у соседа лужайка зеленее", и мне приятно наблюдать за единением народа. Население Северной Осетии более 700 000 человек, более 50 000 человек проживает в РЮО, население Кабардино-Балкарии немного больше 900 000 человек. Разница, по сути, не большая. Это я к тому, что при желании и нас могло быть столько же.
Со временем нас стало немного больше, но я не могу сказать, что нас было много. Да, с нами были музыканты, танцоры и самое главное — пироги, но я думала, что нас могло бы быть больше. Хотя я сама себя обманываю, я знаю, что нас не могло быть больше.
За два года вдали от своей малой родины я поняла, что в Москве осетины не дружат особо. У меня порой такое ощущение, что в столице много различных групп осетин, которых что-то объединяет, в каждой группе — своя сфера влияния. Я не знаю, кто что делит и не уверена, что хочу это знать.
После того как наш осетинский чемпион, наконец, освободился от основной торжественной части, которая была общая для всей сборной России, его атаковали журналисты. Дав комментарий первой части, вдруг вокруг него образовалась группа мужчин и женщин с традиционными осетинскими пирогами и рогом с пивом. Я поняла, что это представители посольства Южной Осетии в России, после того, как они выстроились для совместного фото с Сосланом. Сказать честно, я так и не поняла, как они ушли, но после фотосессии я их не видела.
Далее спортсмена забрали уже представители Северной Осетии. И вновь старшие произнесли тост, младшие станцевали, а дальше был каждый за себя в надежде сфотографироваться с Сосланом Рамоновым. Благо, скромный олимпийский чемпион, несмотря на усталость, никому не отказывал.
Ехала я домой со смешанным чувством гордости и обиды. Обиды на то, что мы, осетины, несмотря на свою немногочисленность, не нужны друг другу. Порой мне кажется, что мы объединяемся только когда видим опасность. Тут у нас срабатывает инстинкт самосохранения, и мы все как один даем отпор врагу или плачем вместе. Хотя это тоже спорно, потому что 8-го августа ни одно официальное лицо из Северной Осетии не приехало на памятные траурные мероприятия в Цхинвал.
По логике вещей нас должны объединять счастье и радость, но как-то не срабатывает логика на практике. Очень часто мы ругаем судьбу и политиков, что они разъединили один народ, говорим о воссоединении, но думаю, мы к этому не готовы. Не готовы, не потому что живем стереотипами и каждый тянет одеяло на себя. Со стороны это, должно быть, выглядит забавно, а вот внутри это грустно.
Что делать? Наверное, любить и уважать друг друга несмотря и вопреки, потому что когда любишь, ты принимаешь и прощаешь.