ЦХИНВАЛ, 30 июн — Sputnik, Диана Козаева. Парламент Южной Осетии принял поправки в закон о выборах президента, которые дают более четкое толкование "цензу оседлости" для кандидатов в президенты.
Кандидат в президенты Южной Осетии должен постоянно проживать на территории республики последние десять лет, предшествующие его регистрации в качестве участника предвыборной гонки. При этом постоянным проживанием считается, если гражданин находился за пределами Южной Осетии не более 93 рабочих дней в течение года без уважительной причины.
Уважительными причинами считаются командировки, учеба и лечение. Однако соответствующие справки должны быть выданы исключительно государственными органами. В поправках, представленных ранее Центризбиркомом, гражданин не имел права баллотироваться в президенты, если отсутствовал в республике более трех месяцев, независимо от причин.
После долгих обсуждений и споров, ЦИК, депутаты парламента, представители президента и правительства договорились о более точной формулировке "ценза оседлости".
Тем не менее обсуждение вопроса на заседании парламента в четверг заняло около двух часов. Некоторые депутаты выразили несогласие с тем, что документы, подтверждающие наличие у того или иного кандидата "ценза оседлости", могут быть выданы только органами госвласти.
"Если человек не занят на госслужбе, он должен чем-то заниматься, чтобы содержать себя и свою семью. В таком случае государство не может отправить его ни в командировку, ни на учебу, ни на лечение. Но ведь это не означает, что человек должен все время находиться в республике и никуда не выезжать. Почему факт того, что человек работает и платит налоги в Южной Осетии, не может быть свидетельством того, что он здесь живет", — сказал депутат от Народной партии Сергей Харебов.
По его словам, поправки лишают конституционных прав граждан, которые не являются госслужащими. Лидер "народников" Александр Плиев поддержал своего однопартийца, подчеркнув, что новые правила не только нарушают все демократические нормы, но фактически лишают граждан прав на образование, лечение и свободное перемещение.
Они выразили несогласие и с тем, что люди, которые не жили здесь, не могут избираться, но могут приехать в день выборов и принять участие в голосовании.
По мнению спикера парламента Анатолия Бибилова, необходимо понимать, что должность президента исключительная, и Южная Осетия пока не готова еще больше либерализировать свое законодательство.
"Когда политическая культура будет на достаточном уровне, мы подумаем о большей либерализации. Главное, чего нет в обсуждаемом нами законе, — это двусмысленности, как было ранее", — сказал Бибилов.
Депутат от партии "Ныхас" Игорь Кочиев попросил разъяснить, как ЦИК на практике намерен применять новые правила, на что глава Центризбиркома Белла Плиева ответила, что "ЦИК будет работать, исходя из того, что депутаты примут сегодня".
"Я не могу единолично принимать решения. ЦИК — это коллегиальный орган, когда мы соберемся на заседание, тогда и решим, как нам исполнять нормы закона", — отметила Плиева.
Представитель правительства в парламенте Вячеслав Гобозов напомнил депутатам, что эти вопросы они могут задать новому главе ЦИК, так как полномочия действующего истекают в августе этого года.
По итогам голосования поправки были приняты большинством голосов. Против высказались депутаты Сергей Харебов и Александр Плиев. Депутат Игорь Кочиев воздержался от голосования.
Парламент также определил деятельность и формат работы лингвистической комиссии, призванной выявить уровень владения кандидатом в президенты государственными языками — осетинским и русским. Она будет образована при НИИ Южной Осетии и работать на постоянной основе.
Впервые норма о "цензе оседлости" появилась в югоосетинском законодательстве при первом президенте Людвиге Чибирове. В 2001 году парламент республики принял поправки в избирательное законодательство, согласно которым кандидатом в президенты мог стать только человек, постоянно проживавший на территории Южной Осетии в течение десяти лет. В 2011 году при Эдуарде Кокойты эта статья закона была принята в новой редакции, которая предполагала, что на кресло главы республики мог претендовать тот, кто жил в Южной Осетии последние (!) десять лет.