ЦХИНВАЛ, 22 июн — Sputnik, Мария Котаева. Целесообразность и своевременность внесенных Центризбирком поправок в законодательство о выборах президента, включая механизм определения уровня владения государственными языками и предел повышения количества подписей для регистрации кандидатов в президенты Южной Осетии, обсудили за круглым столом в Цхинвале.
Лидеры политических партий, представители администрации президента и эксперты рассмотрели на круглом столе "Совершенствование избирательного законодательства Южной Осетии — путь к спокойным выборам" механизмы реализации поправок выборного законодательства.
Все участники круглого стола поддержали внесенные в парламент поправки и высказались за необходимость максимально возможного уточнения избирательного законодательства во избежание двоякого толкования таких важных составляющих, как "ценз оседлости" кандидатов, владение государственными языками и возможности одного и того же гражданина поддержать в подписных листах нескольких кандидатов одновременно.
Все участники круглого стола высказали единое мнение о том, что выборное законодательство нуждается в уточнениях, а депутатам надо будет уделить серьезное внимание четкой проработке механизмов исполнения закона.
По мнению спикера парламента Анатолия Бибилова, необходимость совершенствования закона о выборах президента обусловлена событиями во время президентских выборов в 2011 году.
"Исходя из прошлого опыта, на пост президента должны выдвигаться образованные кандидаты, имеющие авторитет в обществе и разбирающиеся во внутренней и внешней политике", — сказал Бибилов.
По его словам, поправки образуют своего рода сито, которое отсеет сомнительных кандидатов.
Политолог, директор центра информационных технологий "Интеллектуальные ресурсы" Коста Дзугаев считает, что смысл поправок не столько юридический, сколько этический.
"Нам надо упорядочивать наш внутриполитический процесс, идя к повышению политической культуры и повысить планку выборов. Я думаю, конечная цель направлена на общественно-политическую стабильность и проведение выборов президента в спокойной обстановке", — сказал политолог.
Касаясь вопроса числа подписей для регистрации кандидатов в президенты, часть участников высказала мнение о том, что предложенная Центризбиркомом цифра в пять тысяч слишком велика и ее надо будет снизить, как минимум, до 3,5 тысяч.
Лидер партии "Ныхас" Алан Алборов считает пять тысяч подписей — это вполне приемлемо, так как "для кандидата в президенты, который чувствует в себе потенциал достойного политика и за которым есть люди, приверженные его идеям, не составит сложности собрать пять тысяч подписей".
Депутат парламента от партии "Ныхас" Зита Бесаева, пояснила, что вопрос снижения количества подписей обсуждался и на заседаниях профильных комитетов и окончательная цифра еще не определена.
"Определиться с числом подписей мы пытались и на заседаниях комитета. Одни предлагают цифру в 3,5 тысяч подписей, другие в три тысячи. Положительным моментом является то, что будет проводиться проверка на подлинность этих подписей. К единому мнению мы еще не пришли", — сказала она.
Эксперт Юрий Вазагов считает, что надо менять норму, когда один и тот же гражданин может поставить свою подпись на подписном листе инициативной группы нескольких кандидатов.
"Если каждый человек ставит подпись в подписной лист нескольких кандидатов одновременно, то для инициативных групп, собрать любое количество подписей становится всего лишь вопросом времени", — сказал он.
На примере президентских выборов 2011 года он напомнил, что 30 кандидатов в президенты без труда собрали по тысяче подписей.
"Тогда у нас и населения взрослого не было столько, сколько было собрано подписей. Надо ужесточать эту меру, иначе она теряет свой смысл. Недавно некая известная в нашем обществе личность создавала партию и подала в Минюст подписи от 1,6 тысячи человек. Это при том, что он здесь не жил и промотал все имущество в России", — пояснил свою точку зрения Вазагов.
Коста Дзугаев нашел мнение Вазагова рациональным и предположил, что вполне достаточно будет, если кандидат наберет, к примеру, 3,5 тысячи подписей, но при условии, что один и тот же человек не будет иметь права подписи на подписных листах более чем двух кандидатов.
Полномочный представитель правительства в парламенте Вячеслав Гобозов высказался по поводу необходимости предельно конкретизировать формулировку "ценза оседлости", чтобы избежать в будущем двойных стандартов его применения.
"Имеется в виду механизм определения сроков отсутствия или присутствия в республике кандидатов в президенты. Требования должны быть разумными, понятными, четкими и строго соответствующими принципу справедливости", — сказал Гобозов.
Стартовой точкой отсчета ценза оседлости, по словам главы парламентского комитета Олеси Кочиевой, "надо брать не количество месяцев, а число дней". При этом уважительными причинами отсутствия будут считаться служебная командировка, лечение за пределами территории Южной Осетии (если на месте нет возможности получения квалифицированной медпомощи), отпуск по работе, а также длительная учеба в образовательных учреждениях РФ. Все эти случаи должны быть письменно подтверждены соответствующими органами власти РЮО.
Экс-спикер парламента Станислав Кочиев предложил учитывать при подсчете "ценза оседлости" на протяжении какого времени кандидат в президенты платил налоги в бюджет республики.
Госсоветник президента Константин Кочиев предостерег, что медицинские справки и иные документы можно получить за деньги.
Он добавил, что кандидаты в президенты должны строго соответствовать ряду параметров необходимых для главы республики.
"И тут мы должны обратиться к практике Российской Федерации, где четко предусмотрены нормы ценза оседлости для президента", — сказал он.
Касаясь вопроса владения государственными языками, все участники круглого стола единогласно согласились с созданием лингвистической комиссии для определения уровня владения кандидатами государственными языками.
Госсоветник Константин Кочиев предложил публиковать в СМИ результаты экзаменов по владению языками. Эксперт Вазагов предложил компьютерное тестирование.
"У нас весьма оригинальные филологи, у которых свои взгляды в переводе тех или иных слов. Поэтому надо максимально исключить в проведении экзаменов человеческий фактор и попробовать компьютерное тестирование. Технические моменты должны определяться ЦИК", — сказал эксперт.
По мнению Зиты Бесаевой, не совсем ясно, что именно надо брать за критерий владения языками — знание языков на бытовом уровне, литературные нормы, рамки, которые еще предстоит определить и доработать.
"Надо на законодательном уровне прописать, что следует понимать под владением языками, чтобы в дальнейшем избежать двоякого чтения", — сказала она.
Касаясь вопроса "ценза оседлости", госсоветник президента и лидер партии "Новая Осетия" Давид Санакоев отметил, что "ему запомнилась одна фраза, что республикой должны руководить те, кто ее отстоял" и кандидатами должны быть именно те граждане, которые на протяжении всего этого времени находились в республике, а не за ее пределами.
По мнению лидера общественного движения "Твой выбор — Осетия" Алана Джуссоева, внесенные Центризбиркомом в парламент поправки по ужесточению правил для регистрации кандидатов в президенты своевременны, так как необходимо устранить пробелы и разночтения законодательства во избежание спорных ситуаций при регистрации кандидатов.
Также участники круглого стола поддержали наделение ЦИК дополнительными полномочиями и его перевод на полупрофессиональную основу, что будет способствовать проведению честных выборов и сохранению стабильной общественно-политической ситуации.
Были также одобрены изменения, по которым кандидаты в президенты будут обязаны подавать сведения о доходах, расходах и имущественных обязательствах на себя, супругу и несовершеннолетних детей, а также закрыть иностранные счета и вклады.
Эксперты согласились, что избиратели не в состоянии разобраться в программах и заявлениях большого количества кандидатов, это приводит их в замешательство и в таком случае избиратели могут проголосовать неявкой, поэтому необходимо обеспечить участие в выборах не более 4-5 кандидатов.