ЦХИНВАЛ, 7 мая — Sputnik. Мой дедушка Дзаттитаты Георгий Петрович был призван на военную службу в 1939 году. Он служил в Севастополе в 361 стрелковом полку, политруком. В 1941 был переведен в Никополь, там его и застала война. На второй же день войны его часть была переброшена на фронт. В результате тяжелых боев часть несла огромные потери, и была практически уничтожена. Остатки ее были переданы 767 стрелковому полку в составе пятой армии. В должности политрука роты, командира взвода разведчиков Георгий выполнял боевые задания.
В сентябре 1941 года его воинская часть была окружена в районе Оржица Полтавской области. Дедушка попал в плен. Он рассказывал, что с первых минут плена думал о побеге, и ему это удалось сделать практически сразу — во время пути, когда пленных уводили вглубь территории, контролируемой немцами, он подговорил другого военнослужащего, и они совершили побег. Он не прошел незамеченным, вслед им стреляли, Георгия ранили, но то ли немцы спешили, то ли боялись, что сбегут и другие пленные, преследовать беглецов не стали. Товарищем дедушки оказался Юрий Горкин, сын секретаря Президиума Верховного Совета СССР.
Беглецам повезло, они укрывались в лесу, а помогали им украинские крестьяне. Они выходили дедушку, а после помогли связаться с другими красноармейцами, попавшими в окружение и оторванными от своих воинских частей. Так была организована партизанская группа. На Украине их были десятки, против немецкой армии шла хорошо организованная подпольно-диверсионная, а позже и открытая партизанская война. Работу в подполье Георгий описал в своей книге "Во славу Родины".
А командир подпольно-диверсионной группы Пономаренко в интервью газете "Серп и молот" вспоминал: "Особенно привлек наше внимание чернявый, крепко сложенный волевой человек, который говорил с кавказским акцентом. Хорошо проверив, мы приняли осетина Георгий Петровича Джатиева в основную группу. Георгий Петрович четко и добросовестно выполнял задания".
Дедушка был избран комиссаром партизанского отряда. Интересно, что на эту должность избирались двое — он и Юрий Горкин. В наши дни, наверно, сыграли бы роль громкие родственные связи, но в годы войны было учтено то, что Георгий был членом партии, а Юрий — только кандидатом.
В 1943 году в Черном, Чутинском, Нерубайском лесах образовалась серьезная партизанская зона, общее количество партизан составляло до 10 тысяч человек. Это доставляло много хлопот немецкой группе войск "Украина". Гестапо предпринимало попытки внедрить к партизанам шпиона, но шпионы разоблачались и уничтожались. Отряд дедушки ни разу не был предан противнику и выполнял боевые задания до полного освобождения Украины.
Отряд совершал налеты на полицию, немецкие комендатуры, участвовал в боях за освобождение города Знаменка, сел Плоское, Димитровку, Калиновку, Васино, Веселый Кут, Водино, Действовал отряд и на жеклезной дороге. В отчете о боевой деятельности отряда говорится, что его бойцами было пущего под откос 17 поездов с разным военным грузом.
В декабре 1943 в район действия партизанского отряда в Черный лес через немецкую оборону прорвались несколько танковых экипажей. Дедушка вспоминал, что танкисты и партизаны обнимались, целовались и кричали во весь голос "Ура! Победа!!!". И хотя до 9 мая 1945 года было еще очень далеко, соединение партизан с частями армии было для них знаком приближающейся Победы.
Дедушка вернулся домой в 1944 году, Он был награжден орденом Отечественной войны II степени. Однако самой любимой наградой у него была медаль Партизану Отечественной войны I степени.
Рассматривая удостоверение к этой награде, я обнаружила, что подписана она Секретарем Президиума Верховного Совета СССР Александром Горкиным, отцом Юрия.
Знакомство с Горкиными дедушка использовал единожды. В 1945 пришло известие, что его брат Самсон после освобождения из немецкого плена направлен в фильтрационный лагерь. Георгий отправился в Москву, он понимал, что для того, чтобы вытащить брата из лагеря, ему понадобится помощь, и он ее получил. Александр Горкин выдал ему документ, позволяющий забрать брата.
Однако когда Георгий приехал за Самсоном, тот наотрез отказался уезжать оттуда один, без товарища-осетина, с которым вместе воевал, находился в плену, и с которым вместе оказался в советском лагере. Пришлось дедушке долго и упорно уговаривать начальника лагеря. Невероятно, но ему удалось вывезти по разрешению, выданному на одного человека двоих — брата Самсона и Зарбега Кобесова.
В Цхинвале Георгий работал в журнале "Фидиуаг", директором Типографии, Госиздата, работал в ЮОНИИ, был членом союза писателей СССР и членом союза журналистов СССР.