Елена Супонина, для МИА "Россия сегодня"
Обама приехал в Саудовскую Аравию. В среду у него переговоры с королем Салманом и его сыном, наследным принцем Мухаммадом. А в четверг там же, в Эр-Рияде, президент США проведет общую встречу со всеми шестью монархами арабских стран Персидского залива.
Он привез им предложение, которое должно снять раздражение богатых арабов в адрес Америки и снизить их опасения в отношении Ирана.
Саммит НАТО в Варшаве — курс на Восток
Обама, ни много ни мало, позовет Саудовскую Аравию и ее соседей в НАТО. Не в смысле, конечно, полноправного членства; одной Турции с ее нынешней непредсказуемостью пока там хватает. Речь пойдет о налаживании более тесного и почти равноправного (хотя в это арабы наверняка не поверят) сотрудничества.
Результаты этих переговоров, как и вопросы отношений с Россией, будут ключевыми на саммите НАТО, который пройдет 8 и 9 июля — и где бы вы думали! — в Варшаве. То есть там, где с развалом социалистического блока в 1991 году почила в бозе, немного опередив Советский Союз, Организация Варшавского договора.
Ее уж нет, а НАТО все существует и приближается к границам России. Обама же вознамерился вписать в это трансатлантическое партнерство еще и арабов.
Впрочем, положа руку на сердце, это не совсем так. Обама лишь предпринимает вторую попытку. До этого, в девяностые, альянс уже пытался наладить более тесные связи с арабами.
Эти усилия были прерваны революциями так называемой арабской весны. Теперь альянс хочет взять на Ближнем Востоке второе дыхание.
Короли и утка, которая не желает хромать
Обама, судя по его внешней политике, не испытывает пиетета к арабским принцам. Они это знают и, со своей стороны, не уважают его, хотя и старательно прячут это свое бедуинское презрение за белыми покрывалами.
Разногласий немало, но погода еще не жаркая, мягкая, а от кондиционеров и мрамора под высокими потолками дворцов будет и вовсе прохладно. В такой атмосфере высокие стороны поговорят на темы ценой в сотни миллиардов долларов (без нефти и оружия уж точно не обойдется), так что внешне встреча пройдет роскошно во всех отношениях.
Как ни крути, а встречаться с королями все равно приятно и как-то по-особому весомо, не удивительно, что королевская тема продолжится в пятницу, но уже в Великобритании.
Недалеко от Лондона, в Виндзорском замке, Барак Обама и его супруга Мишель отобедают с королевой Елизаветой II. Накануне, 21 апреля, ей исполнится 90, так что будет повод поздравить. Вечером в столице, в более скромном Кенсингтонском дворце состоится ужин с принцем Гарри, это уже после официальных переговоров с премьером.
В Германии, где Обама окажется в воскресенье, монархов нет, зато есть Ангела Меркель, которая у власти 11 лет, срок почти королевский.
Крупная промышленная выставка в Ганновере, которую он посетит, тоже соответствует масштабу, на который претендует, но, правда, все никак не дотянет Барак Обама. Он будто пытается доказать, что не зря получил в 2009 году Нобелевскую премию мира.
А главное, он хочет сказать этим турне, что он — не "хромая утка" и что от него, уходящей натуры, еще многое зависит. И есть еще один сигнал, который он шлет: Ближний Восток и Европа теперь настолько тесно связаны, что без "помощи" США им не обойтись.
Ближневосточный долг Обамы перед Клинтон
Барак Обама всегда мыслил исторически, хотя и нередко витал далеко от реальности. Он не хочет бесславно оставить за собой шлейф разговоров о том, что это в его президентство отношения США с арабскими монархиями неприятно ухудшились.
Исправить этот имидж важно как для него лично, так и для Хиллари Клинтон, которая является главным кандидатом от демократов на президентских выборах в ноябре. Чтобы помочь ей их выиграть, Обама должен продемонстрировать силу и добиться успеха.
На Ближнем Востоке пока таких успехов нет. Наоборот, США то и дело сталкиваются с неожиданностями. Реагировать на них надо "ясно и уверенно, как, например, это делает Путин в Сирии". Такой пассаж, представляете, мне довелось услышать недавно от одного из саудовских принцев. С политикой России он был не согласен, но характеру ее действий отдавал должное, не в пример Обаме, как тут же было замечено.
Барак Обама вечно колеблется и делает вещи, которые, под речитатив его красивых речей, выглядят противоречиво, а потому нелепо. То он объявляет, что выведет войска отовсюду с Ближнего и заодно Среднего Востока. То он, сталкиваясь с действительностью, снова возвращает туда американских военных — так дело обстоит сейчас в Афганистане и Ираке, в той же Сирии, да и по Ливии тоже приходится наносить удары.
Обама с двумя арбузами в одной руке
Многие арабы, и прежде всего Саудовская Аравия, опасаются набирающего вес Ирана. А Обама выбрал Иран, начал налаживать с ним отношения, и простить ему этого арабы не могут. Хотя сейчас все же сделают вид, что готовы перевернуть эту страницу, делая ставку на приход нового лидера США.
Некоторые даже рассчитывают, что еще до выборов сам Обама одумается и разочаруется в персах. Тем более, ему не впервой отыгрывать назад и сдавать своих старых союзников (вспомним президента Мубарака в Египте), чего уж там говорить о новых попутчиках в лице иранцев.
Барак Обама хочет, однако, как говорят на Востоке, удержать одной рукой два арбуза, то есть сохранить сотрудничество и с теми, и с другими. Он мечтает в перспективе примирить Саудовскую Аравию и Иран.
Пока же, чтобы успокоить арабов, всякий раз нервно реагирующих на испытания Ираном своих ракет средней дальности, американцы готовы предложить им новейшие системы противоракетной обороны.
Еще одно лекарство от страха — новая концепция сотрудничества между НАТО и Советом сотрудничества арабских стран Персидского залива (ССАГПЗ), в который входят шесть монархий.
О том, что такие планы разрабатываются, заявил госсекретарь Джон Керри на встрече с коллегами из ССАГПЗ в Бахрейне 7 апреля, состоявшейся в преддверии визита Обамы.
Генерал, который придумал рецепт для арабов
Есть предположения, что отчасти автором этих идей является американский генерал Джеймс Джонс, который в первое президентство Обамы несколько лет был его советником по национальной безопасности. Он участвовал в войне во Вьетнаме, потом в Персидском заливе, после чего много работал по Ближнему Востоку. Сейчас занимается консалтингом, возглавляет свой исследовательский центр.
Генерал считает, что альянс НАТО "должен быть гибче", так как времена изменились, а вместе с этим появились и новые угрозы, на которые надо реагировать иначе.
До сих пор сотрудничество НАТО с арабами развивалось с 1990-х годов, пока не было слегка притушено потрясениями 2011 года. В 1994 году альянс создал Средиземноморскую группу, куда вошли шесть арабских стран Средиземноморья и еще Израиль. Арабы с евреями при этом взаимодействовали плохо, что нередко обескураживало натовцев.
В 2004 году вскоре после саммита НАТО в Стамбуле была создана еще одна группа партнерства, в которую вошли несколько государств Персидского залива, хотя главное из них — Саудовская Аравия — на уговоры не поддалось. Одна из задач такого взаимодействия — защита поставок энергоресурсов из этого региона в Европу и США.
Обама предлагает в Эр-Рияде старый рецепт, но в новой обертке. Тем не менее он надеется, что это сработает. Ну а взаимное пикирование из-за продолжающегося расследования терактов в США 11 сентября 2001 года, в котором то и дело всплывают обвинения в адрес кого-то из членов королевской семьи, — это лишь мутный фон для серьезных бесед во дворце, чтобы все были сговорчивее.