ЦХИНВАЛ, 25 янв — Sputnik, Мария Котаева. Он чувствовал свою близкую кончину, поэтому старался сыграть свою главную роль, оставить после себя как можно больше. Он не любил на половину, не выносил холодного цинизма, не любил манежи и арены, и ему претила уверенная сытость. Каждую свою песню, будь то шуточная или лирическая, военная или философская, — он пропускал через себя. И не случайно ветераны верили, что он воевал, альпинисты, — что он покорил высочайшие горные вершины, а уголовники называли его "своим". И когда он пел про "Як" — истребитель, то каждый раз он взмывал в небо, и в "баньке по белому" вспоминал свою загубленную в лагерях жизнь, а в песне о попугае оказывался в "желтой жаркой Африке".
В своих сатирических песнях Высоцкий лепил лица лакированных советских чиновников, или образы угодливых трусов, первыми бросающие камень в "неправильных". Воспевал настоящую дружбу, любовь и храбрость. Он был весь нараспашку, искренний до душевной хрипоты. Его взгляд — прямой и серьезный — сверлит насквозь. Оголенный нерв — это не метафора, а состояние его души. Он, Высоцкий, абсолютно не вписывается в рамки бытовавшего тогда советского устоя и эстрадного искусства. "Правильные" эстрадные звезды пели, играли и ставили картины, — не содержащие в себе инакомыслия, и награждались различными наградами и званиями. Но Высоцкий шел "своей колеей", наперерез идеологии. Владимир Семенович пытался отражать окружающую жизнь без прикрас, что крайне не нравилось склонной к полировке действительности власти… А любая власть не любит правды… Травля Высоцкого растянулась на десятилетие.
Бывшая однокурсница поэта, народная артистка Южной Осетии Эвелина Гугкаева помнит тогда еще никому не известного "невысокого и грустноватого Володю в неизменном сером костюме" в коридорах школы-студии МХАТ.
"Его не устраивал политический строй, он не любил, чтобы кто-то доминировал над ним. Будучи бунтарем, Высоцкий чувствовал что-то близкое в нашем взрывном менталитете и очень тепло к относился к осетинам", — вспоминает народная артистка.
Эвелина Леонтьевна замечает с улыбкой, что никто не мог предположить в далеких 60-х, кого обласкает "госпожа" Известность.
"Шел ли он просто по коридору, или стоял перед расписанием, он одновременно отстукивал пальцами по стене такты или мелодии. С первого по последний курс помню, постоянно носил один и тот же костюм серого цвета. Никто тогда не мог предположить, насколько известным станет Владимир", — вспоминает народная артистка.
Высоцкий познакомился со стихами осетинского поэта Коста Хетагурова в 60-х годах, когда впервые был издан томик со стихами поэта на русском языке. Тогда осетины-студенты подарили стихи своего родного поэта преподавателям МХАТ.
"Все были поражены стихами Коста, и называли его вторым Пушкиным. А Высоцкому особо понравились слова известного стихотворения "Додой". Он быстро положил слова на музыку под гитару, тут ему помогали наши однокурсники Фролов и Исак Гогичев на аккордеоне. Был у нас в студии такой "черный ход", где обычно студенты красились, переобувались и готовились к постановкам учебным. Так вот там эта тройка и исполняла "Додой" на русском. Мы были на четвертом курсе, когда умерла жена Антона Чехова, советская актриса Ольга Книппер-Чехова. На сцене МХАТ лежал гроб, и трио — Высоцкий, Гогичев и Фролов исполнили на траурной церемонии прощания с Книппер-Чеховой "Додой.
"Конечно, смысл стихов не имел никакого отношения к умершей актрисе, но в них была такая скорбь, что весь зал встал под звуки песни", — рассказывает Гугкаева.
Позднее этот же коллектив пел "Додой" и читал стихи Коста на дне рождения Хетагурова во Владикавказе.
Он умел дружить. Для Высоцкого дружба была вынесена на самый высокий пьедестал человеческих отношений.
"На получении дипломов об окончании школы МХАТ зал был полон людей, звучала торжественная музыка. На мне были обуты отжившие свое лакированные туфли, со сбитым каблуком. Я попросила ребят (Высоцкого и Фролова), выйти на получение диплома вместо меня, так как неловко мне было показаться перед публикой в неприглядной обуви. Володя меня подбадривал: "Ничего, Лина. Когда объявят твое имя, мы так тебе будем аплодировать, что на туфли никто не посмотрит", —рассказывает о студенческих годах Эвелина.
Всенародная любовь к поэту и артисту пришли с появлением его первых песен, изначально написанных для дружеских встреч.
"После окончания МХАТ Высоцкий недолго проработал в театре "Современник", и впоследствии стал ведущим артистом театра на Таганке, где и проработал всю свою жизнь. Он очень быстро стал популярным. Первый мерседес в Москве купил Высоцкий", — с улыбкой отмечает Гугкаева.
Владимир Высоцкий был не просто поэтом и музыкантом или популярным певцом, песни которого звучали из всех окон, он стал символом целого поколения, а для своих современников без преувеличения — властителем дум. Он выбрал непростую жизнь, не притворялся никем, всегда был собой и на сцене и в жизни. Он прожил эту жизнь ярко, пролетел как комета и сгорел так же быстро, не допев о многом….