Эвелина Гугкаева: я сыграла все, что можно сыграть актрисе

© Sputnik / Фото из архиваЭвелина Гугкаева и Мэльс Кокоев
Эвелина Гугкаева и Мэльс Кокоев - Sputnik Южная Осетия
Подписаться
Роль леди Макбет стала триумфом Эвелины Гугкаевой и последней ролью, которую она сыграла на сцене югоосетинского театра.

ЦХИНВАЛ, 14 дек — Sputnik, Диана Козаева. Народная артистка Южной Осетии Эвелина Гугкаева большую часть жизни отдала театру. Более 50 лет она блистала на сцене Государственного драматического театра имени К. Хетагурова, сыграв сотни ролей и создав целую галерею незабываемых образов. Актриса поговорила с корреспондентом Sputnik о творчестве, интересных людях, о жизни.

Начиная беседу, она, совершенно не смущаясь, заметила: "Мне почти 80 лет и 55 лет из них я отдала театру".

© Sputnik / Диана КозаеваНародная артистка Южной Осетии Эвелина Гугкаева
Народная артистка Южной Осетии Эвелина Гугкаева - Sputnik Южная Осетия
Народная артистка Южной Осетии Эвелина Гугкаева

Театральный путь Эвелины Гугкаевой начался в середине 50-х годов, когда она поступила в школу-студию им. Немировича-Данченко при МХАТ.

"Я даже не думала о том, чтобы стать актрисой. По детской наивности хотела стать летчиком, выросла в селе и совсем не боялась высоты. Думала, это все, что нужно летчику", — улыбаясь, говорит Эвелина Леонтьевна.

Окончив школу, решила поступать в местный медтехникум, но для зачисления ей не хватило всего одного балла. Как раз в это время в Цхинвал приехала группа российских режиссеров, попробовать свои силы в театральном искусстве решила и Эвелина Гугкаева.

"Пришла, отчеканила фрагмент стихотворения, экзаменаторам не понравилось. Но я, уверенная в том, что прочитала гениально, а они не поняли, развернулась и ушла. Мне совершенно ни о чем не говорило, что все эти люди из Москвы. Меня тут же попросили вернуться и прочитать еще раз. Успешно пройдя это испытание, не пришла на третий тур. Потом выяснилось, что меня все равно зачислили", — вспоминает актриса.

Даже приехав через несколько месяцев в Москву, которая на первый взгляд совсем ее не вдохновила, пройдя повторные экзамены, она заявила, что уезжает обратно.

"Экзаменаторы чуть не падали от смеха", — говорит она.

Она осталась в Москве, ни разу после не пожалев о сделанном выборе. Ее однокурсниками были актер и певец Владимир Высоцкий, Александр Лазарев, Жанна Прохоренко, Вячеслав Невинный, Альберт Филозов, а соседками по комнате в общежитии — Майя Полянская и Нина Усатова.

"Я с ними не общалась, но осетин они очень уважали, а нас, девушек, называли осетинским монастырем", — рассказывает Эвелина Леонтьевна.

Очень скоро она стала любимицей педагогов, ей доставались все главные роли. Свободного времени у будущих артистов не было вообще, "у нас было хроническое недосыпание". Мечтая выспаться и боясь, что потеряет стипендию, она решила сделать операцию и в один день, проспав занятия, пошла не в театр, а отправилась прямиком в клинику Склифосовского.

© Sputnik / Фото из архиваЭвелина Гугкаева в главной роли в спектакле "Требуется лжец"
Эвелина Гугкаева в главной роли в спектакле Требуется лжец - Sputnik Южная Осетия
Эвелина Гугкаева в главной роли в спектакле "Требуется лжец"

"У нас была очень строгая дисциплина, опаздывать было нельзя. Я однажды опоздала на занятия, и, боясь, что снимут стипендию, пошла в Склифосовского, притворилась, что у меня очень болит аппендицит. У меня взяли анализы, и, увидев, что все в порядке, хотели отправить обратно. Но я не ушла, пока меня не прооперировали", — вспоминает Эвелина Гугкаева.

Друзья и педагоги за это время ее обыскались. Из общежития девушка ушла, но до театра не добралась, никто и понятия не имел, куда она подевалась.

"Вся полиция-милиция меня искала, пока я не пришла в себя, и не попросила сообщить, что жива, здорова, нахожусь в клинике. Весь курс тогда хлынул проведать меня. Меня так рассмешили, что швы разошлись, и врачам пришлось зашивать снова", — говорит актриса.

Эвелина Леонтьевна вспоминает, как однажды Владимир Высоцкий, Геннадий Фролов и "наш Исак Гогичев" и, стоя у черного входа в студию, пели под гитару песню на стихи Коста Хетагурова "Горы родимые, плачьте безумно". В это время умерла актриса Ольга Книппер-Чехова, и один из парторгов, услышав их пение, попросил спеть их на вечере памяти.

"Никто из нас не понял, причем тут "горы родимые" и Книппер-Чехова, но они спели. Зал тогда встал, все были в восторге", — рассказывает она.

В 1961 году театр Южной Осетии встречал у себя молодую смену — выпускников школы-­студии Немировича­-Данченко. Вместе с Эвелиной Гугкаевой в театр пришли Исак Гогичев, Маирбег Абаев, Георгий Бекоев, Людмила Галаванова, Алихан Тедеев, Вахтанг Еналдиев. Все они стали полноправными членами театрального коллектива. Именно это поколение актриса называет "золотым временем" осетинского театра.

Выпускники школы МХАТ привезли из Москвы несколько постановок, и Эвелина Гугкаева сыграла в них все главные роли ­- Амаранту в "Испанском священнике", Уарзет в "Двух свадьбах", лирическую героиню Залину в "Проклятом доме". Сама она также поставила шесть спектаклей, и все они прошли с аншлагом.

Среди любимых ролей актрисы — королева Гертруда в спектакле "Гамлет", собиравшем аншлаги 28 раз.

Самой главной и самой сложной для себя она считает роль в спектакле "Леди Макбет". Многие ценители театрального искусства до сих пор считают ее одной из лучших леди Макбет. Именно эта роль принесла ей настоящую славу и звание лауреата международного шекспировского конкурса, где были представлены лучшие театры Болгарии, Чехословакии, Германии и других стран.

"Это была одна из самых сложных ролей, у меня даже случались галлюцинации, настолько я в нее вжилась", — вспоминает актриса.

Это была последняя роль Эвелины Гугкаевой на сцене югоосетинского театра перед выходом на пенсию.

В советское время Гугкаевой присвоили звание заслуженной артистки Грузии, от которого она отказалась в 1991 году. Так она отреагировала на давление националистической Грузии по отношению к осетинскому народу.

Говоря о нынешней югоосетинской сцене, она сказала, что в игре труппы театра заметна легкая небрежность и беспечность, как в столичных театрах, при этом им не хватает серьезных работ.

"Нет хорошей режиссерской руки, при том, что сами актеры очень талантливые. Творческий руководитель должен понимать, что его величество — актер — самый главный механизм театра. Наши актеры, понимая и принимая все, преодолевая трудности, стараются творить, не разочаровывая зрителя", — отметила Гугкаева.

Это касается не всех работ. Одной из удачных постановок актриса назвала спектакль "Ныййарӕджы кадӕг" (Скорбь матери), где блестяще сыграла народная артистка Южной Осетии Людмила Галаванова. По ее словам, это был смелый шаг режиссера Тамерлана Дзуццева, "взяться на постановку такой махины и сказать свое режиссерское "я" после Каирова и Азаревича".

© Sputnik / Фото из архиваЭвелина Гугкаева в спектакле "Ночь лунного затмения"
Эвелина Гугкаева в спектакле Ночь лунного затмения - Sputnik Южная Осетия
Эвелина Гугкаева в спектакле "Ночь лунного затмения"

По стопам Эвелины Леонтьевны из ее детей никто не пошел, она не разрешила никому из них связать свою жизнь с театром.

"Это тяжелая жизнь. Актриса — это не жена и не мать, она замужем за театром. Мы гастролировали по два месяца, своих детей я почти не видела. Я даже рожать своего первенца поехала прямо со сцены", — смеется она.

На вопрос о том, скучает ли она сейчас по сцене, отвечает уверенно "нет", считая, что "всегда надо вовремя остановиться".

"Я сыграла все, что можно сыграть актрисе. Я сыграла всю классику, античную литературу, осетинскую классику, по чему мне еще скучать. Сейчас бы я так не повторила, энергия другая, а сцена требует очень много физических сил, чтобы прожить чужую жизнь. Я довольна тем, что мне удалось сыграть", — говорит Эвелина Гугкаева.

Лента новостей
0