Андрей Казанцев, директор Аналитического центра МГИМО, доктор политических наук для Sputnik.
— Как страны Евросоюза должны реагировать на усиление террористической угрозы? Какие меры должны сейчас предпринимать европейские государства и мир в целом?
— Путин совершенно правильно назвал произошедшие теракты во Франции вызовом человеческой цивилизации. Мы должны отдавать себе отчет, что это не первые террористические акты, и, к сожалению, не последние. В этом контексте очень своевременно прозвучали слова российского президента на трибуне Генеральной ассамблеи ООН, на которые тогда не обратили внимание. А именно: Путин призывал к созданию глобального антитеррористического альянса. Тогда многие говорили, что российский лидер преувеличивает степень террористической угрозы. На самом деле, как мы теперь видим, никакого преувеличения нет. Террористическая угроза вполне реальна.
Безусловно, нужно усиливать меры по борьбе с терроризмом. Это, прежде всего, меры по уничтожению различного рода террористических анклавов, которые образуются в несостоявшихся государствах. Мы знаем, что сейчас есть целый ряд государств, где правительство либо не контролирует свою территорию, либо контролирует лишь частично: это и Сирия, и Ирак, и Ливия, и Сомали, и Афганистан. Вот здесь нужно принимать меры для того, чтобы выбивать террористические структуры, которые удобно устроились в этих государствах и организовали там себе террористические гнезда для подготовки новых боевиков.
Необходимо, безусловно, усилить антитеррористическое сотрудничество всем странам мира и оставить все политические разногласия, которые относятся к другим сферам. Потому что терроризм — это вызов всему миру и бороться с ним тоже надо сообща. В борьбе с террористической угрозой необходимо сотрудничество всех стран мира: России, США, Франции, всех стран Евросоюза, арабских стран, Китая, Индии. И здесь позиция России, которая всегда выступала за международное сотрудничество по всем направлениям в борьбе с терроризмом, достаточно твердая.
— Как произошедшие в Париже теракты могут отразиться на ситуации с беженцами и на политике Евросоюза в сфере миграции?
— Такая проблема, конечно, тоже есть, но ни в коем случае нельзя здесь переходить к какой-то мигрантофобии. Нужно отсеивать террористов, тщательно работать с террористическими сетями, не допускать их проникновения в те или иные страны, но при этом это не значит, что необходимо бороться с миграцией как таковой. Когда начинается давление на мигрантов, то это, наоборот, к сожалению, приводит к усилению террористической опасности. В ответ на давление увеличивается число людей, которые уходят в террористические структуры. Поэтому тут нужно работать, но ни в коем случае не перегибать палку.
— Могут ли страны, входящие в ОДКБ, чувствовать себя в этой ситуации более защищенными?
— На постсоветском пространстве сейчас самая большая угроза происходит, во-первых, от вербовки и возврата боевиков, которые воевали в Сирии и Ираке. Во-вторых, это то, что связано с Афганистаном. К сожалению, уже очень давно террористические структуры, в частности, "Аль-Каида" закрепились в Афганистане. Проникновение "Исламского государства" в Афганистан идет очень активно и лагеря, которые развернуты сейчас в северном Афганистане, могут представлять собой серьезную угрозу для безопасности как России, так и стран Центральной Азии.
В этой связи необходимо усиливать международное сотрудничество, направленное на борьбу с теми террористами, которые уже давно укрепились на этих территориях, либо пытаются укрепиться в Афганистане.
В целом, странам мира необходимо усиливать компонент антитеррористической борьбы. Здесь нужно повышать то, что в мире называется Smart Power, что переводится как "умная сила". В борьбе с терроризмом нужна не просто сила военная или силы спецслужб. Здесь нужно быть хорошо информированными о том, что представляют из себя террористические сети, какова их идеология, каковы способы вербовки, в какие государства они внедряются, где какие есть риски и угрозы. Для этого нужно усилить сотрудничество экспертного сообщества и всех структур, которые занимаются борьбой с терроризмом. Здесь тоже очень много надо сделать, особенно в государствах постсоветского пространства, потому что состояние экспертизы и науки в этой сфере у нас пока еще, к сожалению, достаточно слабое.