ЦХИНВАЛ, 9 июл — Sputnik, Дзерасса Биазарти. В художественном музее им. М.Туганова во Владикавказе открылась выставка Сосланбека Едзиева, посвященная 150-летию со дня рождения скульптора. Произведения Едзиева приобреталась в музейные фонды начиная с 40-х годов ХХ века.
Сосланбек Едзиев (1865-1953) — выдающийся осетинский скульптор, представитель "наивного искусства", резчик по дереву и строитель, автор мемориальных памятников (цыртов), резных посохов и чаш.
Начало музейной коллекции было положено Махарбеком Тугановым. Именно он способствовал тому, чтобы личность Едзиева была по достоинству оценена общественностью, а художественное наследие сохранено.
Благодаря личному участию Туганова музейные фонды пополнились работами: "Женщина с хворостом", "Автопортрет с молотом", "Женщина с ношей" и многими другими.
В 70-х —80-х гг сотрудник художественного музея Кромвель Биазарти привез из научных экспедиций ряд других выдающихся работ Едзиева: "Женщина в гроте", "Скорбящий ангел", "Мужчина в черкеске с ружьем", а также несколько резных, деревянных посохов. Тогда же, была проведена и серьезная искусствоведческая и исследовательская работа, в ходе которой были выявлены работы художников из окружения Сосланбека Едзиева, также работающих в направлении "наивное искусство".
Именно в музее скульптуры Едзиева прошли реставрацию, т.к. некоторые из них поступили в фонды разбитыми с утерянными фрагментами. Реставрационные работы были проведены сотрудником музея, известным скульптором Юрием Кцоевым.
Выступая на открытии выставки замдиректора художественного музея им. М. Туганова, известный исследователь творчества Сосланбека Едзиева — Людмила Бязрова отметила, что "Едзиев является предтечей современной осетинской скульптуры, а вовсе не "народным мастером", которым его зачастую пытаются представить. Все существующие и известные формы и области скульптуры были им освоены. Он создавал скульптуру как монументальную, так и мемориальную, станковую, декоративную-прикладную, малую пластику, создавал даже сюжетные декоративные рельефы, как архитектурный элемент, да еще и строил дома".
Станковая, сюжетная скульптура Едзиева дополнена в экспозиции фотографиями мемориальных цыртов, находящихся на старых кладбищах селений Синдзикау и Ход. Фотографии эти сегодня уникальны, так как сделаны более тридцати лет назад, и памятники, запечатленные на снимках, во многих случаях претерпели необратимые изменения, образы, изображенные в камнях превратились в призраки, а в некоторых случаях и вовсе безвозвратно утеряны.
Известный современный осетинский скульптор Людмила Караева живет сегодня в том пространстве и в том мире, где находятся работы Едзиева. Она как никто другой знает каждый камень сохранивший следы резца великого мастера и вынуждена с болью наблюдать процесс уничтожения памятников.
"Проблема конечно в том, что камень, из которого сделаны цырты Сосланбека Едзиева разрушается от дождя, солнца, травы. И конечно ситуацию надо спасать, так как мемориальные работы скульптора исчезают прямо на глазах", — сказала Караева.
Доктор исторических наук, профессор Руслан Бзаров, признался, что является поклонником и зрителем гения Едзиева и поздравил всех с юбилеем скульптора:
"Значение творчества Сосланбека Едзиева — это значение эпохи национального возрождения. Музей им. Туганова является главным спасителем и хранителем наследия Едзиева, и люди, которые здесь собрались, стоят многих и многих тысяч других, потому что они несут в себе очень важные достижения и понимания", — отметил Бзаров.
Ценность выставки неоспорима. Она помогает реконструировать и собрать воедино весь мир, который был создан Сосланбеком Едзиевым. Чистый, особенный мир удивительных художественных образов. Совершенно гармонично и удивительно в музейной экспозиции этот мир дополняют два великолепных живописных полотна: знаменитый "Пир Нартов" классика осетинского искусства Махарбека Туганова и "День поминовения" известного современного осетинского живописца, живущего в Москве — Игоря Лотиева.
Подобная выставка, как и любая представляющая работы основоположников осетинского искусства, должна быть частью постоянной экспозиции. Но, к сожалению художественный музей не располагает такими возможностями, часть экспозиционных площадей по-прежнему используется как хранилище. Поэтому юбилейная выставка Сосланбека Едзиева будет экспонироваться лишь до конца августа.