19:04 26 Мая 2018
Прямой эфир
  • EUR72.12
  • USD61.67
Лаборатория биомедицинских клеточных технологий во Владивостоке

Ученые: мозг заставляет нас проваливаться в ответственных ситуациях

© Sputnik / Виталий Аньков
Новости
Получить короткую ссылку

Нейрофизиологи из Британии раскрыли цепочку нервных клеток в мозге, которые оказались виноваты в том, что мы подскальзываемся или теряем равновесие тогда, когда мы этого особенно желаем избежать, или теряем дар речи на экзаменах.

ЦХИНВАЛ, 20 янв — Sputnik. Британские нейрофизиологи подтвердили расхожий стереотип о том, что человек склонен чаще ошибаться на экзаменах или концертах, а также поскальзываться в те моменты, когда он максимально этого не хочет, обнаружив область мозга, которая отвечает за подобные провалы, сообщает РИА Новости со ссылкой на статью, опубликованную в журнале Scientific Reports.

Митико Йоши (Michiko Yoshie) из университета Сассекса (Великобритания) и ее коллеги нашли логичное биологическое объяснение тому, почему человек начинает ошибаться, падать на ровном месте и просто проваливаться при исполнении ответственных задач, если он волнуется или за ним наблюдает публика, проследив за активностью мозга у нескольких добровольцев в ходе простейшего эксперимента.

Как отмечают ученые, одним из главных признаков волнения и наступающего провала считается то, что человек начинает прикладывать больше усилий и вкладывать больше силы во все свои действия, которые он предпринимает для решения задачи. К примеру, пианисты начинают бить по клавишам сильнее, если они выступают на концерте, а не играют дома.

Ученые проверили, так ли это, наблюдая за работой мозга нескольких человек при помощи магнитно-резонансного томографа. Во время каждого раунда эксперимента исследователи просили добровольца сжать выдаваемый ему предмет с определенной силой, и предупреждали, что за ним будут наблюдать "эксперты" при помощи веб-камер.

Участники опытов могли видеть лица этих экспертов, которые выводились на монитор таким образом, что добровольцам казалось, что эти люди "смотрели" прямо на них. На самом деле, никаких экспертов не было, и на мониторах просто воспроизводились предварительно записанные видеоролики.

В некоторых случаях лица экспертов выводились на экраны не в профиль, а как бы со стороны, и ученые поясняли, что они смотрят не за текущим участником опытов, а за параллельно идущим экспериментом. Сравнивая то, как работал мозг в этих двух случаях, ученые надеялись понять, как возникает "чувство провала" и как с ним можно бороться.

Как показали эти наблюдения, такие изменения действительно происходят — во время волнения в мозге добровольцев "отключалась" так называемая задняя теменная кора, отвечающая за мелкую моторику и точные движения рук и ног. В результате этого участники эксперимента гораздо хуже справлялись с задачей сжать предмет в то время, когда на них смотрели "эксперты".

Причиной этого отключения, по словам ученых, было то, что в этот момент включалась другая область мозга, так называемая верхняя височная борозда. В ней, в ее передней части, расположена цепочка нейронов, которая управляет реакцией человека на поведение других людей, в том числе и на их наблюдения за ним.

Эта группа нервных клеток, как поясняют нейрофизиологи, пытается "отгадать", что думают другие люди о нас, пытаясь извлечь эту информацию из их поведения, мимики лица и движений. По всей видимости, ощущение того, что наблюдатели критически и скептически относятся к нашим действиям, заставляет височную борозду "отключать" все связанные с ней регионы, в том числе и центр точных движений.

Это и приводит к тому, что человек теряет равновесие и поскальзывается, когда он этого особенно не хочет, и теряет дар речи на экзаменах и проваливает концерты, заключают авторы статьи.

Правила пользованияКомментарии

Главные темы

Орбита Sputnik

• Медея Ченгелия

В день Последнего звонка в Министерстве образования Абхазии подвели итоги учебного года и рассказали об успехах будущих выпускников.

• Авария на Формула 1 в Баку

Даты проведения "Формулы-1" в Баку могут снова передвинуть – причиной может стать организация этапа гонок в Майами.

• Встреча Премьер-министра РА Сержа Саргсяна и лидера оппозиционной фракции Елк Никола Пашиняна (22 апреля 2018). Гостиница Marriott Armenia, Ереван

Экс-премьер Армении Серж Саргсян останется лидером Республиканской партии, вопрос смены председателя партии сейчас не обсуждается, заявили в РПА.

• Дни уличной музыки в Вильнюсе

До начала летнего сезона Литву посетило небывалое количество туристов – большинство путешественников приезжают из России и Беларуси.

• Улица имени Джохара Дудаева

"Объединение против нацизма" Латвии обратилось к председателю Рижской думы Нилу Ушакову с просьбой переименовать улицу Джохара Дудаева.

• Сильный град

Комиссия по чрезвычайным ситуациям Молдовы решила, сколько денег будет потрачено на ликвидацию последствий ЧП и внештатных ситуаций.

• Медея Ченгелия