23:36 27 Сентября 2021
Прямой эфир
  • EUR85.04
  • USD72.66
Колумнисты
Получить короткую ссылку
6710

Кто они, люди, вечно изнывающие под обжигающим излучением тлетворной современности? Какова цель их деятельности, да и есть ли она вообще? Или вся их позиция не более чем ресентимент?

Первую часть цикла "Извечный путь назад" читайте здесь

Множество исследований специалистов и общественников регулярно публикуют отчеты о вреде повальной цифровизации и автоматизации. Люди, особенно молодые, будучи полностью погруженными в свои гаджеты и смартфоны, все хуже воспринимают информацию и взаимодействуют с окружающим миром. Все хуже выстраиваются социальные и профессиональные связи. Что касается последнего, к проблемам взаимосвязи добавляются проблемы, связанные с постепенной заменой человеческого труда искусственным. Получается какая-то страшная антиутопия, да? Отчасти возможно, но только отчасти.

Тем не менее, на изменения в технологической и профессиональной сфере, тут же симметрично отзывается общественность, меняя структуру своих идеалов и воззрений соразмерно динамике прогресса, а иногда даже создавая ему импульс.

Реакция на прогресс и ретроградные тенденции

Человеческое общество, как поняли ранее, неоднородно и разнообразно. Соответственно, неоднородны и разнообразны и взгляды людей внутри различных общественных повесток. Не удивительно, что изменения в социальных и поведенческих нормах, вызывают реакцию отдельных граждан и целых групп, критикующих и осуждающих эти изменения. Ладно, если бы критика была, что называется "по существу", но чаще всего, критикуется современное общество лишь в рамках сравнения с идеализированным "золотым веком" прошлого.

Сколько раз каждый из нас слышал высказывания различного градуса справедливости и агрессивности относительно нравов молодежи и "скатывания" общества в бездну ложных идеалов современности. Отдельные тезисы могут быть справедливы, некоторые имеют эмоциональный окрас, а значит, являются лишь реакцией на какие-то негативные проявления в современном обществе, но вот самые любопытные высказывания и идеи ведут человека в прошлое, к идеалам и порядкам "предков".

Из раза в раз, когда человек, критикуя современное положение дел, ссылается на идеалы прошлого, в голове возникают три важных вопроса:

  • А реален ли этот идеал?
  • Актуальны ли его позиции в наше время?
  • Если идеалы прошлого были так "идеальны", почему они привели к нынешним проблемам?
"Раньше люди были скромнее и добрее!" скажет обыватель, недовольный состоянием морально-волевых качеств своих современников. При этом, чаще всего имея о морали весьма однобокие представления. К тому же ни один из них, кроме умозрительных и общих тезисов, не приведет никаких доказательств принципиального отличия в морали людей прошлого и современности. Вся разница будет в структуре общества, географии и законодательной свободе, но никак не в личных убеждениях людей. Когда общество малочисленно, локально и архаично по своей структуре, оно пытается самоорганизоваться на всех уровнях, в том числе и на уровне межличностных отношений.

На деле это означает, что в малом обществе различные институции, будь то религии, традиции и "свободные агенты", так или иначе будут диктовать человеку правила поведения, общения, отношений и дресс-кода. Из этого как бы создается общественная "норма", которая отождествляется у населения со "спокойствием" и "порядком".

Проблема в том, что подобных локальных обществ все меньше. Они уже давно превратились в население малых и крупных городов. В связи с этим, контролировать соблюдение общественных "норм" и "правил" становится все сложнее, так как принципиальное увеличение количества людей влечет за собой тождественное увеличение количества противоречий в вопросах общественной нормы.

Таким образом, общество, по абсолютно естественным причинам, под воздействием критической массы противоречий и уклонов в одну из сторон, постепенно меняет свои "нормы" и "традиции". В свою же очередь люди, которых называют ретроградами (от лат. retrogradus "движущийся назад"), недовольные прогрессом в понятиях и положениях общественных норм, взывают народ к пробуждению совести и возвращению к истинным корням.

Ловушка в том, что данные активисты всегда апеллируют максимально абстрактными понятиями и симулякрами, созданными их воображением или крайне поверхностными представлениями о людях и традициях прошлого. В ответ на подобные интенции всегда хочется задать вопрос: "А о каком конкретно историческом периоде вы говорите, и почему именно о нем?" Получается, ретрограды выбирают какой-то симпатичный именно им исторический период, несмотря на то, что люди в нем жившие, тоже когда-то ушли от норм и традиций предков, и предлагают нам вступить в их "клуб по интересам". Согласитесь, попахивает эгоизмом. Помимо этого, представьте ситуацию, где к таким персонажам в обществе прислушиваются безотносительно конкретных тезисов. Вот собралась группа ретроградов и предлагает вернуться к нормам прошлого. Один зовет вернуться к идеалам светлого коммунизма, другой к традиционному обществу предков, с домашним скотом и натуральным хозяйством, а третий, переиграв всех, предлагает вернуться к изначальным нормам человека природного, с дубинками, пещерами и веселыми плясками у костра. Хаос, который начнется в головах у людей, можете представить сами.

Но что делать с противоречиями, которые очевидно пронизывают наше общество, зачастую не являясь какими-то крайними формами обскурантизма и ретроградства, а имея абсолютно справедливую форму? Как примерить общество прогресса и общество традиционных ценностей? Об этом в заключительной части статьи.

Главные темы

Орбита Sputnik