06:47 07 Декабря 2019
Прямой эфир
  • EUR70.76
  • USD63.72
Строители на Рукском перевале

Дорога жизни. История создания Транскама драматична и интересна

© Sputnik / Валерий Шустов
Колумнисты
Получить короткую ссылку
69260

В народе, путь объединяющий Северную Осетию и Южную Осетию, давным-давно зовется Дорогой Жизни. И это не пустые слова. Поколение осетин, переживших геноцид 20-го года, понимало важность существования дороги, как никто другой.

Мой дед любил повторять: "Нам повезло, насколько это можно назвать везением, разумеется… Но случись геноцид зимой, а не летом, мы, южные осетины, прекратили бы свое существование…"

В зимних условиях уйти с юга на север было практически невозможно. В случае повторения агрессии, а они знали наверняка, что история повторяется, юг стал бы мышеловкой, братской могилой.

История создания Транскама драматична и интересна, но, помимо всего прочего, она отражает в полной мере и процесс неизменного противостояния националистической грузинской номенклатуры и осетинской интеллигенции.

Вот совсем небольшое воспоминание из семейного архива, как легкий штрих к большой истории…

После трагической гибели первого инженера Транскама, гениального Рутена Гаглоева в 1937 году, казалось, все надежды рухнули.

После была война… И снова, мечты о дороге, соединяющей юг и север, ушли на второй план…

Однако в середине 50-х в Южную Осетию приехала группа инженеров из Ленинграда. Ученые изучали местность, составляя проект будущей дороги.

Это был прорыв!

Однако грузины строительству сопротивлялись очень серьезно и на всех возможных уровнях.

Осетинская интеллигенция, как могла, пыталась противостоять.

Помню, как-то нашла в нашем цхинвальском доме, в деревянном чемодане со старыми бумагами, письмо, адресованное деду. Кто-то знакомый писал ему из Москвы, что проекту строительства Транскама противостоит грузинское лобби.

На одном из участков строительства Транскавказской магистрали
© Sputnik / Галина Киселева
На одном из участков строительства Транскавказской магистрали

"Кужи Зурабович, надо любым способом поддерживать идею проекта", – говорилось в нем.

Население Южной Осетии призывали активно выражать свое отношение к ходу работ.

Как только это стало широко известно, грузины стали всеми силами пресекать и любую народную активность в Сталинире и на всей территории Южной Осетии.

И вот пока в республике работали ленинградские инженеры, решено было собрать деньги и устроить в их честь куывд.

По традиции следовало собрать деньги.

Сбор людей был объявлен в определенный день и час на театральной площади.

Когда дед пришел, оказалось, что в центре, на открытом месте, кроме него собрались еще трое: поэт Георгий Дзугаев, учитель истории Владимир Санакоев и самый старший, представитель поколения самого Рутена Глаголева, известный деятель культуры, переводчик Лади Газзаев.

Были еще люди, но они почему-то на открытое пространство не выходили, предпочитая оставаться в тени под елками и за декоративным кустарником, растущими вокруг.

Дед рассказывал, что кто-то позже вышел, но большинство так и передавали деньги – украдкой из тени, стараясь особо не светиться и делая вид, что просто прогуливаются.

Он объяснял это очень просто: люди боялись грузинского произвола и репрессивных мер.

Тем не менее, сумму собрали, куывд в честь инженеров и начала проектных работ устроили.

Но я же писала, что история Транскама полна драматизма. Дорога Жизни стоила многим этой самой жизни.

К сожалению, через какое-то время, машина с ленинградскими инженерами слетела с дороги и рухнула в пропасть.

Народ снова собрал деньги - инженерам устроили всенародный хист. В Верхнем Руке погибшим установили памятник. Для людей, которые так долго боролись за право объединения двух Осетий, ленинградские инженеры, безусловно, были героями.

Строительство Транскама снова приостановилось. Но теперь уже ненадолго. Несмотря на противостояние и откровенные диверсии с грузинской стороны, усилиями множества людей и ценой многих жизней, дорога состоялась.

Правила пользованияКомментарии



Главные темы

Орбита Sputnik