Мадина Икаева — мать ребенка с расстройством аутистического спектра и как никто другой знакома со всеми проблемами, с которыми сталкиваются семьи, в которых рождается ребенок с аутизмом. Мадина Икаева рассказала о целях клуба в интервью корреспонденту Sputnik Анне Кабисовой.
— Какие цели ставит перед собой клуб "Лоскутное одеяло"?
— Главное направление нашей работы — социализация. Важно сказать, что мы не специалисты в реабилитации аутизма. Мы просто родители, педагоги и психологи, которые очень хотят помочь детям и их семьям, вернее, хотят вместе учиться им помогать. Главное, что мы создаем — понимающую, безопасную, комфортную среду и семейную обстановку.
Мы начали с такого формата: маленькие детско-родительские группы, возраст детей от 3 до 8 лет, два раза в неделю группа посещает 4 класса — академические навыки ("Простая школа"), игра и социализация, сенсорная комната и психологическая поддержка родителей.
Группа переходит из одного класса в другой, потом дети остаются в сенсорной комнате, где с ними работают, насыщая ощущениями и помогая расслабиться, а родители уходят беседовать друг с другом и психологом.
— Как возникла идея создания такого клуба?
— Большинство детей с аутизмом лишены возможности быть в коллективе, учиться играть, учиться дружить. Это происходит по разным причинам: особенности поведения ребенка, неосведомленность общества, несовершенство системы образования, усталость и неготовность родителя сталкиваться с непониманием и преодолевать его. Так многие семьи оказываются в изоляции. Безусловно, нашим детям нужна полноценная инклюзия, к которой мы стремимся. А пока мы включаем в группу одного-двух обычных деток. Это братья и сестры наших воспитанников и дети наших специалистов.
Родители отмечают, что участие в работе сразу пошло на пользу их деткам-волонтерам. Ответственность за особых детей, благодарность и похвала от педагогов и родителей группы, ощущение своей востребованности и успешности в таком важном деле придали детям уверенности в учебе и в повседневных задачах. Наш волонтер, семилетний мальчик с трудностями в школе и проблемным поведением, после первого же занятия разрабатывал дома методику обучения наших детей кувыркам, прыжкам на батуте и впервые сам сел за уроки.
— Расскажите подробнее о том, как будут проходить занятия в клубе.
— Работа в группе каждый раз новая, но с предсказуемой структурой, знакомыми фрагментами, что очень важно для наших детей. Все с визуальной поддержкой — карточками, на которых изображен каждый шаг, расписание в виде картинок. Мы будем работать и над бытовыми навыками, например, готовить вместе, устраивать трапезы. Раз в месяц будут маленькие праздники с участием родителей в качестве аниматоров, с выступлениями самих детей, куда можно пригласить всю семью.
Каждый маленький артист сможет показать что-то, в чем он добился успеха, например, сыграть сюрреалистическое произведение на гитаре и получить аплодисменты и цветы! Академический блок ведут педагог начальных классов и психологи, комбинирующие классическую школьную модель и авторские методики. Родители выполняют роль тьюторов (сопровождающий, помощник — ред.) и будут иногда "меняться" детьми. Занятие на игру и социализацию веду я, мама ребенка с аутизмом, педагог дополнительного образования. Мы будем включать элементы сенсорной интеграции, танцевальной, песочной, арт-терапии…
К нам иногда будет присоединяться замечательный музыкант, владеющий разными инструментами, который сделает наши занятия волшебными и будет постепенно погружаться в тему музыкальной терапии! Также, к нам периодически будет приходить в гости инструктор йоги, который хочет работать и с нашими детьми, и с нашими взрослыми. Группу родительской поддержки ведет психолог, роль которого заключается в том, чтобы сделать общение уютным и безопасным для восприятия каждым и следовать потребностям группы, будь то свободная беседа или обсуждение конкретной, актуальной для всех темы.
— С какими трудностями вы столкнулись при подготовке к открытию?
— Для нашей маленькой команды, которая создалась сама собой, все это ново и очень волнительно. Возможно, нас ждут серьезные трудности, и все будет не так, как мы надеемся. Но мы точно будем продолжать, следуя своей интуиции и вдохновляясь развитием детей и их родителей.
У нас есть наставники в Санкт-Петербурге — настоящие профессионалы, чьей поддержкой мы заручились. Это семейный центр "Адаин Ло". Каждый день вспоминаем путь, который мы прошли благодаря им. Они очень мягко и постепенно помогли нам понять и по-настоящему полюбить нашего ребенка таким, какой он есть, и многому научили. Сейчас в "Адаин Ло" с огромным теплом отозвались на нашу инициативу, мы можем опереться на их опыт и во всем с ними советоваться. Это бесценно!
Для родителей участие в занятиях будет стоить недорого — столько, чтобы хватило на символическое поощрение педагогов и административные нужды.
Определенную часть работы взяли на себя родители инициативной группы. Это люди, которые и есть основа всего этого дела. Я счастлива, что мы знакомы, и надеюсь, что мы пойдем рука об руку, будем шить наше лоскутное одеяло, добавляя новые яркие кусочки в жизнь наших детей, развиваясь вместе в атмосфере дружбы и понимания, потихоньку меняя к лучшему… мир, чего уж там!