Диана Козаева, Sputnik
В Южной Осетии не стало народного художника, директора художественного училища имени М. Туганова Сармата Зассеева. Его безвременный уход из жизни стал большой утратой для всей республики, которая запомнит его не только как выдающегося скульптора, но и как человека, который вложил много сил и таланта в увековечение памяти жертв трагических событий своего народа.
Зассеев родился в семье художника, поэтому в мир творчества, вдохновляясь историей и культурой родины, погрузился с самого детства. Его отец, Хазби Зассеев, являлся автором многих панно и скульптур, в том числе на мемориальном комплексе на Аллее Славы в Цхинвале.
В 2020-м – год 75-летнего юбилея Великой Победы – Зассеев восстановил на Аллее Славы бюст Героя Советского Союза Георгия Беруашвили, который пропал много лет назад.
Художник, безусловно, понимал, что искусство может стать мощным инструментом для сохранения исторической памяти, поэтому многие аспекты его творчества стали поистине отражением боли и страданий осетинского народа.
Самым известным его произведением стал памятник жертвам Зарской трагедии. Он работал и над памятником Ередской трагедии. Эти трагические события оставили неизгладимый след в памяти всего народа, а Сармат Хазбиевич выразил в своих работах собирательный образ страдания и мужества, который проявлял осетинский народ в трудные моменты своей истории.
Работа над памятниками была для него тяжелым, но необходимым трудом. Он понимал, что каждое движение его рук — это не просто создание безмолвной скульптуры, это возможность сохранить память о тех, кто не дожил до лучшего времени. Памятник жертвам Зарской трагедии он считал самым главным и важным проектом всей своей жизни.
"Ничего более монументального я еще не делал", – признавался он как-то в одном из своих интервью Sputnik.
Осетин по духу и образу жизни
"Он, прежде всего, был сыном своей земли. Осетином по духу и образу жизни. И только потом – талантливым художником и большим профессионалом", – говорит министр культуры Рада Дзагоева, которая восприняла уход народного художника, как личную трагедию.
По ее словам, именно такие люди, как Сармат Зассеев, фактически вынесли на своих плечах и сберегли национальную культуру в самые сложные времена, своей каждодневной деятельностью вселяя надежду на лучшее завтра.
"Мастер с большой буквы, педагог и наставник, руководитель, вокруг которого объединялся весь его коллектив, при этом он оставался человеком скромным до невозможности. Несомненно, что он обессмертил свое имя задолго до своего внезапного ухода, прежде всего, в значимом для нашего народа и его истории монументе жертвам Зарской трагедии", – отметила Дзагоева.
Она напомнила, что Зассеев также является автором памятника жертвам Ередской трагедии, который, к сожалению, до сих пор не установлен.
"Кажется, само время испытывает национальную культуру на прочность, забирая людей, которые составляют ее основу и цвет. Людей, которые сумели сохранить ее в годы безвременья, а сегодня уходят, оставляя пустоту и ощущение недосказанности. Очень горько от чувства бессилия перед этой тяжелейшей и невосполнимой для всех нас потерей", – сказала министр.
Он горел и работой, и творчеством, и искусством
С руководителем Союза художников Южной Осетии Аланом Битиевым они были знакомы всю жизнь, учились в одной школе. Он говорит, что талант Зассеева проявился уже в школьные годы, и выставки его работ проходили даже в школе.
"После школы он поступил в СОГУ на факультет изобразительного искусства, который успешно закончил. Мы дружили с ним всю жизнь. Добрый, отзывчивый, человек-зажигалка. Никогда не видел его грустным. Всегда впереди всех. Он все время горел и работой, и творчеством, и искусством", – говорит Битиев.
Сармат Зассеев активно занимался и педагогической деятельностью, передавая свои знания и опыт молодым художникам и скульпторам. Много лет он руководил художественным училищем имени Махарбега Туганова, прививая своим ученикам любовь к искусству и давая понять, что каждое отдельное произведение может стать символом, отражающим радости и горести целого народа.
"Зная, каким он был человеком, можно сделать вывод, что обычных учеников он бы не выпускал. Обычных студентов. Он очень любил детей, очень много времени с ними проводил, много энергии отдавал этой работе. Поэтому я с уверенностью могу сказать, что человек полностью себя посвятил этому делу", – отметил Битиев.
Сармат Зассеев так и не успел закончить еще одну важную миссию – работу над памятником жертвам самой жестокой и бесчеловечной Бесланской трагедии.