Диана Козаева, Sputnik
Еврокомиссия рекомендовала предоставить Грузии статус страны-кандидата в Евросоюз. Почему было принято такое решение, учитывая, что страна не выполнила все требования ЕС? Как это отразится на кавказском регионе в целом? И как изменится политика Грузии по отношению к России? Об этом Sputnik поговорил с главой информационно-аналитического управления администрации президента Южной Осетии Юрием Вазаговым.
– Грузия получила долгожданные рекомендации о получении статуса кандидата в члены ЕС. До этого перед страной были поставлены условия, состоявшие из 12 требований, которые она должна была выполнить для получения этого статуса. Однако в этом деле Тбилиси ушел не очень далеко. Почему все же ЕК приняла положительное решение?
– В данном вопросе существует очень важный нюанс, который касается усиливающейся геополитической конкуренции в кавказском регионе. Действительно, Грузия не выполнила большинство требований Евросоюза, но там все же решили дать положительный ответ, чтобы и дальше не ослаблять свое влияние в регионе.
Более того, недавно высказывалась версия о том, что ЕС будет вынужден положительно отреагировать на эти моменты, чтобы таким образом ответить на расширение БРИКС. Поскольку речь идет именно о том, что в противовес коллективному Западу, его структурам, фактически формируется новое объединение, не менее влиятельное и не менее весомое в вопросах внешней политики.
Поэтому ЕС, который сейчас находится в кризисе, переживает очень непростые процессы, в том числе в сфере экономики, крайне важно показать хоть какое-то стремление к расширению, стремление к развитию и движению вперед. Поэтому, несмотря на то, что ни Грузия, ни Молдова, ни Украина даже наполовину не соответствуют предъявляемым требованиям, было принято такого рода решение, достаточно тенденциозное и продиктованное в целом геополитическими интересами Запада на постсоветском пространстве.
Юрий Вазагов
© Sputnik
– Насколько на это решение повлияла политика Грузии, которую она демонстрировала по отношению к России после начала СВО?
– Здесь определенная взаимосвязь действительно прослеживается, поскольку если просмотреть список из девяти оговорок, которые предъявляются Грузии после положительной рекомендации Еврокомиссии, создается четкое понимание того, что ЕС будет пытаться подчинить Грузию своей политике. То есть, те поползновения, которые мы наблюдали со стороны Грузии, торгово-экономическое сотрудничество с Россией, Китаем, другими странами, вызывают определенную обеспокоенность в странах Запада в том, что Грузия может выпасть из их влияния.
Упорное нежелание грузин, наученных горьким опытом августа 2008 года, вновь становиться пушечным мясом в интересах Запада, конечно, вызывает определенное неприятие. И требования, которые сейчас предъявляются Грузии, направлены на то, чтобы вновь фактически превратить Грузию в своего верного вассала в кавказском регионе. И все заявления, которые прозвучали от европейских чиновников, что ЕС рассматривает Грузию как своего ведущего партнера в регионе, это прямая отсылка к тому, что Грузия вновь должна стать верным проводником влияния Запада на Кавказе. Как это было при Саакашвили. То есть здесь такая ловушка, заготовка для Грузии, "если вы действительно хотите в ЕС, хотите продвигаться на пути к интеграции, то должны верно и послушно исполнять то, что находится в интересах Евросоюза и Запада".
Первые пункты этих требований, которые говорят о том, что Грузия должна бороться с влиянием тех информационных ресурсов и политических сил, которые действуют против ЕС и его ценностей и привести политику Грузии к большему соответствию к политике безопасности ЕС, показывают желание вновь полностью подчинить власти Грузии своей политике.
На практике делать это будет гораздо сложнее. Одно дело – подписываться под определенными декларациями, а другое – действовать наперекор интересам своей страны.
– Еврокомиссия приняла решение с условием – Грузия должна предпринять еще девять шагов для продвижения на пути в ЕС. Если посмотреть на эти условия, можно с точностью сказать, что среди них есть невыполнимые для страны, как например, борьба с дезинформацией и свободные и справедливые выборы, в 2024-м в частности. Наверняка, это понимают и в ЕС. Получается, что тем самым они закинули очередную приманку, но всячески оттягивают само вступление Грузии в ЕС?
– Как я уже сказал, ставится задача вновь сделать из Грузии послушное орудие в деле продвижения своих интересов. В данный момент мы наблюдаем достаточно заметную активизацию стран Запада в кавказском регионе. Есть четкие шаги и в направлении Армении по вовлечению этой республики в свою орбиту. Плюс по Грузии тоже достаточно системно ведется работа.
На сегодняшний день "Грузинская мечта" все-таки ведет более рациональную политику, которая не позволяет по многим параметрам рассчитывать на ее вовлечение в какие-то провокации и резкие шаги против России. Поэтому, скорее всего, требования о проведении справедливых и прозрачных выборов касается ослабления влияния "Грузинской мечты" и формирования новых политических блоков, которые займут более весомые позиции в грузинском парламенте в будущем году.
Как известно, в Грузии сейчас намечается создание новой коалиции, в которой будут состоять такие политики, как президент Саломе Зурабишвили и бывший премьер Георгий Гахария, которые ведут более проевропейскую и прозападную политику. То есть фактически грузинские власти сегодня находятся на определенной развилке и выход из этого тупика будет для них весьма и весьма сложным.
Если не выполнять эти требования, их будут обвинять в нежелании стремиться получить членство в ЕС. Если они их будут выполнять, то нанесут очень серьезный ущерб как своим позициям, так и интересам Грузии в целом. Поэтому будет весьма занимательно наблюдать, как они будут пытаться найти выход из того тупика, в котором оказались. Поскольку изначально из вопроса о членстве в ЕС в Грузии сделали пропагандистский жупел. Людей побуждают к чему-то стремиться, а к чему конкретно, они мало себе представляют. К тому же, учитывая нынешнюю ситуация в грузинском обществе, многие моменты там вряд ли найдут понимание. Например, ценности ЕС включают в себя пропаганду ЛГБТ и прочее, которые не очень приемлемы среди грузинских традиционалистов. И это будет вызывать столкновения, разжигание противоречий.
– Что Грузии дает этот статус, учитывая, что вступления в ЕС она может ждать еще не один десяток лет, как, к примеру, та же Турция, которую держат на пороге Евросоюза уже 25 лет?
– Здесь больше речь идет о пропаганде о том, что в Грузии на протяжении десятилетий западными странами и фондами сформирована большая прослойка людей, которые сейчас доминируют в информационной, политической плоскостях, доминируют в сфере гражданского общества. И они фактически определяют сегодня вектор развития грузинского государства, которое находится в противоречии с интересами Грузии, как государства.
Для Грузии сейчас намного выгоднее успешно реализовывать крупные, международные энергетические проекты с Китаем, Турцией, Азербайджаном, нежели гоняться за мифическим членством в ЕС, которое мало что даст грузинской экономике и в плане повышения благосостояния населения страны.
– Может ли Тбилиси поменять свою внешнюю политику в отношении России после получения статуса? Не станет ли это для ЕС основным условием?
– Один из девяти пунктов как раз подразумевает, что Грузия в своей внешней политике должна больше опираться на указания и рекомендации со стороны Запада и ЕС. Естественно, тогда ей придется по многим параметрам и вопросам пойти на обострение отношений с Россией. Это заведомо ясно.
Грузию впереди ожидает усиление давления со стороны ЕС и западных стран в вопросах ведения не только внешней, но и внутренней политики. Ситуация для "Грузинской мечты" еще больше усложняется.
– Если посмотреть чуть шире, не рассматривая решение Еврокомиссии исключительно с точки зрения заинтересованности в укреплении отношений с Грузией, как эти шаги могут отразиться на Закавказье в целом?
– Со стороны Запада предпринимаются попытки вновь активизировать свое присутствие в силу усилившейся геополитической конкуренции. Здесь не только Грузия, но и армянское направление активно отрабатывается. Поэтому, я думаю, эти действия Запад и ЕС, которые мы наблюдаем, приведут к некоторому осложнению общей ситуации. Особенно, в зависимости от того, насколько нынешние власти Грузии будут лояльно исполнять рекомендации, которые они будут получать от Брюсселя. По Армении и по Грузии интересы Запада, конечно же, расходятся с интересами России и других игроков.
– Окончательное решение о предоставлении Грузии статуса кандидата должны принять лидеры стран ЕС на саммите в Брюсселе 14-15 декабря. Как вы думаете, каким будет это решение?
– Исходя из той ситуации и заявлений, которые звучат в эти дни, по всей вероятности, решение так же будет положительным. Если в Грузии не произойдут резкие изменения и внутриполитические столкновения. Пока что ситуация в этом направлении более прогнозируема, и, вероятнее всего, статус кандидата Грузия все же получит, поскольку ЕС это ни к чему не обязывает, а на саму Грузию налагает достаточно серьезные и неудобные обязательства. Со стороны ЕС нет никаких причин на текущий момент, чтобы поменять свое решение.
В данном вопросе они исходили из общей геополитической ситуации, из желания продемонстрировать свою готовность к расширению, наперекор группе БРИКС.