Олег Джагаев, Sputnik
Не секрет, что Южная Осетия является государством, большая часть территории которого занята горами, они составляют более 70% поверхности страны. Это, в свою очередь, выливается в проблему дефицита равнинных и низменных земель в республике. При этом, даже те немногочисленные участки земли, которые есть в стране, не только не используются должным образом, но и попросту простаивают годами, находясь в аренде у граждан. О том, почему проблема нехватки свободных земель стоит в республике так остро и есть ли решение у этой проблемы, читайте в этом материале Sputnik.
Свободные земли нужны для развития Цхинвала
Одним из самых значимых явлений в мире в XXI веке является урбанизация, представляющая собой процесс роста и развития городов, а также увеличения числа городского населения по сравнению с сельским. Не обошла стороной урбанизация и Южную Осетию – если в 1926 году доля городского населения в республике была на уровне 6,7%, то в 2015 году она составила уже 65,4%.
Несмотря на такой сильный рост населения Цхинвала по сравнению с районами республики, границы столицы югоосетинского государства не претерпели особых изменений с советских времен. Единственными тремя новыми территориями, которые были построены с того времени, стали микрорайоны Московский, Солнечный и Северный. При этом, последние два находятся в нескольких километрах от Цхинвала, а на территории, расположенной между этими микрорайонами и столицей, можно встретить только две постройки – здание госансамбля "Симд" и пансионат для престарелых и инвалидов "Забота". Все другие земли, к сожалению, просто напросто простаивают, находясь в аренде у граждан республики.
А ведь именно эти земли так нужны для естественного роста города. И для этого роста нет необходимости в больших вложениях со стороны государства. Близость городских коммуникаций и транспортная доступность делает их привлекательными, как для строительства частного жилья, так и для постройки зданий под бизнес. Но эти земли невозможно получить у администраций города и районов. Разве что выкупить у недобросовестных арендаторов. Суммы за участки, которые мелькают в объявлениях о продаже земли доходят до 2 млн и выше. Даже не каждый предприниматель сможет позволить себе купить под бизнес такую дорогую землю, не то что рядовой житель республики, желающий построить собственный дом.
Все это, безусловно, представляет собой печальную картину, ведь территориальный рост Цхинвала способен оказать существенное влияние на экономику Южной Осетии. Увеличение площади столицы республики приведет к созданию новых предприятий и, соответственно, новых рабочих мест для населения, развитию малого и среднего бизнеса, а также усовершенствованию транспортной инфраструктуры. Все это может поспособствовать не только благополучию самого города Цхинвал, но и стать катализатором экономического роста страны в целом.
Отсутствие земельных участков = дальнейший отток населения из сел
Как нестранно, но проблема отсутствия земель остро ощущается не только в городе Цхинвал и на близлежащих к нему территориях, но и в районах.
В Южной Осетии отток жителей из районов приобрел катастрофические масштабы. Так, в период с 1939 по 2015 годы население Цхинвальского района снизилось на 74,6%, Дзауского – на 67,3%, Знаурского – на 75,9%, Ленингорского – на 81,5%. Конечно, такой сильный отток населения из районов республики во многом обусловлен вынужденной миграцией в связи с югоосетино-грузинским конфликтом, однако, тем не менее, продолжение этого тренда угрожает привести к исчезновению многих сел в стране.
В связи с этим, предотвращение дальнейшего оттока жителей из районов республики и вымирания сел должно стать одной из главных социально-экономической задач югоосетинского государства. Одним из возможных решений этой проблемы могло бы стать предоставление сельским жителям земель для того, чтобы они могли заниматься земледелием, фермерством, бизнесом, связанным с возделыванием земли. Однако, это решение натыкается на другую проблему – в районах Южной Осетии, также как и в Цхинвале, наблюдается дефицит свободных земельных участков.
На эту проблему, в частности, указала глава администрации Дзауского района Ванда Тибилова. В ходе недавней пресс-конференции она отметила, что практически все земли в Дзауском районе арендованы, но простаивают.
"Земли по документам арендованы, а по факту просто простаивают. Никакого строительства или работ там не ведется. Тем временем, к нам поступает много обращений по поводу земель. К примеру, в селе Цон сейчас осталось всего шесть домов, однако даже такому небольшому количеству людей не хватает земель. Земли там были розданы, у кого-то 15 гектаров, у кого-то больше. На этих участках собирают сено, а потом продают сельчанам, содержащим скот", – подчеркнула она.
То есть, наблюдается ситуация, когда огромные участки земель арендуются некоторыми гражданами республики, а некоторая часть сельского населения не имеет возможности работать на земле, расширять свое фермерство и так далее.
Что говорит законодательство
Согласно Конституции Южной Осетии, все земли, недра и другие природные ресурсы являются собственностью югоосетинского государства. Поэтому граждане республики могут брать землю только в бессрочное пользование и в аренду для сельскохозяйственных целей или застройки.
При этом, земельного законодательства в республике как такового не существует. На протяжении всего развития югоосетинского государства, начиная с 1990-х годов, республика так и не обзавелась собственным Земельным кодексом, что, конечно же, не могло не влиять на регулирование земельных отношений. К счастью, в ближайшее время эта ситуация изменится. Как отметил в интервью Sputnik министр юстиции РЮО Олег Гаглоев, проект Земельного кодекса республики уже готов и в ближайший месяц он будет внесен в правительство и парламент республики для рассмотрения и принятия.
"По причине отсутствия соответствующего законодательства процедура выдачи земель для населения и сельхозпроизводителей в республике все эти годы не регулировалась должным образом. При этом, мы также не могли использовать российское законодательство, потому что в части использования земель оно зиждется на праве частной собственности на землю, которого в нашей республике нет. Поэтому разработка собственного Земельного кодекса была очень важна и необходима", – сказал он.
По мнению Гаглоева, принятие Земельного кодекса позволит республике создать правовые механизмы выдачи и изъятия земель у граждан республики, тем самым облегчив работу администраций города и районов республики в этом вопросе.
В свою очередь, председатель комитета госимущества и земельных отношений РЮО Зарина Остаева подчеркнула, что вопрос сдачи земель в аренду или бессрочное пользование находится в компетенции администраций города и районов.
"В каждом постановлении администрации города или района определяются сроки по освоению земельного участка. Как правило, они составляют 2-3 года. Если в течение этого времени землепользователь не пользуется земельным участком в установленных целях, земля должна изыматься. Администрации города и районов выделяют земельные участки, соответственно именно они должны отвечать за их использование", – сказала она.
Как решить проблему земель в Южной Осетии
На проблему нецелевого использования земельных участков в Южной Осетии обратил внимание и глава государства Алан Гаглоев. В своем послании народу и парламенту республики он подчеркнул, что эффективность землепользования в стране находится на низком уровне, поручив Минсельхозу и главам районов республики навести порядок в земельном вопросе.
"Имеются многочисленные факты необоснованной сдачи земли в субаренду и ее нецелевого использования. Это неприемлемо. Необрабатываемые и неиспользуемые земли должны изыматься и передаваться другим пользователям", – отметил он.
Действительно, в стране, где и так наблюдается нехватка земель, неиспользование участков является непозволительной роскошью. Южная Осетия – это не Россия со своими бескрайними просторами, а страна с довольно ограниченным земельным фондом, где по сути каждый клочок земли должен использоваться правильно и давать какую-то отдачу.
В этих условиях разработка собственного Земельного кодекса, безусловно, может стать тем самым поворотным моментом в регулировании земельных отношений в Южной Осетии. Однако, даже без соответствующего земельного законодательства у администраций города и районов республики вполне достаточно полномочий, чтобы разобраться с недобросовестными арендаторами и решить вопрос дефицита земельных участков раз и навсегда.
А гражданам республики, нуждающимся в земельных участках, пока остается ждать, когда поручение президента будет исполнено.