Особенности осетинского патриархата

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
У осетин, как и у других кавказских народов, мужчина – продолжатель рода и фамилии. Он хозяин в семье и тамада за столом.
В пантеоне древних мифических святых – сплошь мужские образы: брутальный кузнец Куырдалагон, трудолюбивый землепашец Уацилла, воинственный путник Уастырджи… Кстати, имя последнего запрещено произносить женщинам. Мы называем его иносказательно – "Лагты дзуар" – "покровитель мужчин".
Осетины издревле живут в патриархальной системе, однако слов "Молчи, женщина, твой день – 8 марта" у нас не услышишь.
Эталон нашей национальной литературы Коста Хетагуров так писал об осетинках: "…Если появление старика везде и всюду поднимает на ноги сидящую толпу, то тем более эта толпа обязана встать при виде старухи. До каких бы пределов ни дошло опьянение пирующих мужчин, как бы развязно ни вела себя компания молодежи, как бы сильно ни было ожесточение ссорящихся, дерущихся и сражающихся, – одно появление женщины обуздывает буянов, останавливает и прекращает кровопролитие. Двусмысленное слово в присутствии женщин, неосторожное движение во время танцев, непристойная развязность с девушкой вооружают против провинившегося всю молодежь… Не было предусмотрено даже похищение девушки... Женщина пользуется большим почетом, чем мужчина; если они вдвоем идут рядом, то женщина идет справа; если с нею двое мужчин, то она идет между ними. У всех северокавказских туземцев место, которое в этом случае занимает женщина, принадлежит, как самое почетное, старшему из них…"
Забывая традиции: почему осетинки перестали печь пироги
Коста Леванович жил и творил в ХIХ веке. С тех пор в укладе общества многое изменилось, но только не бережливое отношение к женщинам. Осетинкам даже не пришлось бороться за свои гражданские права, как, например, англичанкам или француженкам. Волна суфражизма и феминизма обошла нас стороной. А вот современным осетинским мужчинам впору начинать борьбу с дискриминацией по гендерному признаку (это, конечно, шутка).
В столице Южной Осетии работают два общественных бассейна – "Олимп" и "Дельфин". В каждом из них есть "женское время" – время, когда плаванием занимаются только женщины. В "Олимпе" это вечера понедельника, среды и пятницы. В "Дельфине" – целый час каждого дня. Такие графики устроены специально для дам, которые стесняются показывать свои купальные костюмы посторонним мужчинам. Однако "мужского времени" в наших бассейнах нет, притом что женщины могут плавать, когда захотят, в любой момент. Подобное правило распространяется и на тренажерные залы.
Почему в Осетии женщина с ребенком - не невеста
Лояльность к представительницам прекрасного пола действует и на дорогах. Если сотрудник югоосетинской ДПС останавливает автомобиль, а за рулем оказывается женщина-водитель, то машину, как правило, тут же отпускают, не попросив предъявить удостоверения.
Если на школьных переменках между детьми возникает спор, то учитель встает на сторону девочек (даже когда правы мальчики).
Так, начиная с мелочей, и трансформируется постулат предков об уважении к женщине. "Уступай ей" – негласно советует осетинский патриархат.