Восемнадцатого марта 1991 года в югоосетинском селе Еред, оккупированном грузинскими вооруженными бандами, была блокирована колонна гражданских автомобилей с мирными жителями. Безоружные мужчины, женщины и дети направлялись в Цхинвал. Женщин и детей после избиений и издевательств отпустили, но о судьбе 12 мужчин больше двух лет ничего не было известно. Лишь позже, в сентябре 1993 года, выяснилось, что их заживо закопали после пыток и мучений.
К тому времени в Южной Осетии уже находились трехсторонние Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ). Командующий североосетинским миротворческим батальоном Казбек Фриев был одним из тех, кто занимался поиском и эксгумацией тел жертв этой зверской расправы.
"Этим делом занимались миротворцы. Ко мне привели одного грузина, по-моему, у него супруга была осетинка. Он сказал, что знает, где находится захоронение. Там даже были такие условия, что за каждое найденное тело надо будет платить сто тысяч. Я предварительно съездил в деревню, переговорил с местной полицией, чтобы нам никто не мешал, сказал, что мы будем заниматься поиском наших погибших. И действительно, надо признать, что нам никто не мешал", – вспоминает он.
Фриев посадил информатора в УАЗик, пообещав ему, что его никто из грузин не увидит и что он может из окна машины указать место, где были убиты и захоронены граждане Южной Осетии.
Он хорошо помнит, что ноги у них были связаны колючей проволокой.
"Четыре тела были найдены на этом месте, другие – чуть ниже в овраге, потом еще ниже. К тому времени уже темнело, поэтому нам в тот день пришлось все свернуть, и мы вернулись в Цхинвал. На следующий день я уже не поехал, там были мои люди, и работы продолжились уже без меня", – рассказал он.
Похороны людей состоялись через несколько дней. Фриев отметил, что на них приехал и тогдашний глава Северной Осетии Ахсарбек Галазов.
Бывший комбат также рассказал, что во время поисковых работ там была обнаружена самоходная артустановка – САУ-85, или САУ-100.
Он признался, что ему всегда сложно об этом вспоминать, эти события на всю жизнь оставили в его сердце тяжелый осадок.
Впервые уголовное дело по факту убийства 12 осетин грузинскими националистами было возбуждено 24 апреля 1991 года. По горячим следам были собраны тома следственных материалов. 18 ноября 2011 года Генеральная прокуратура Южной Осетии вновь возбудила уголовное дело по статье "Геноцид". "Данное уголовное дело было возбуждено по статье 357 УК РФ. Прокуратурой в международный розыск объявлены трое граждан Грузии: Гурген Кристесиашвили (1943 г.р.), Шота Кристесиашвили (1948 г.р), Гия Кристесиашвили (1969 г.р)".
Однако на данный момент уголовное дело приостановлено в связи с неустановлением местонахождения обвиняемых.