В Ингушетии завершил свою работу VIII Международный кинофестиваль "Золотая башня". В номинации "Лучший северокавказский фильм" обладателем высшей награды стал полнометражный документальный фильм "Возвращение" Индиры Черджиевой – автора сценария и режиссера, киноведа и заслуженного работника культуры РСО-Алания.
Фильм повествует о Магомеде Асадулаеве – жителе селения Тлондода Цумадинского района республики Дагестан. Будучи глубоко привязанным к родному селу и его жителям, Магомед придумал и создал пансионат для мальчиков "Наследие", благодаря которому не закрылась сельская школа и село не опустело.
Корреспондент Sputnik Анна Кабисова поговорила с автором фильма Индирой Черджиевой.
– Герой вашего фильма "Возвращение" Магомед Асадулаев придумал проект, который остановил запустение горного села. Расскажите, когда вы впервые услышали об этом человеке и почему у вас возникло желание сделать о нем фильм?
– Впервые о Магомеде и его сподвижниках я узнала несколько лет назад из сюжета руководителя редакции российских "Вестей" в Дагестане Саркара Магомедова. Я позвонила ему, он любезно дал номер телефона Магомеда. Желание снять его возникло сразу. И не только потому, что проблема актуальна для всего Кавказа. Меня потрясли люди, педагоги, сам Магомед. У них все в порядке было с жизнью в больших городах, европейских странах. Мы видим, как устроена наша жизнь сегодня. И тем более удивительны те люди, которые осознают свое предназначение и воплощают его в жизнь, меняя пространство вокруг себя, меняя к лучшему жизнь многих. Но мне кажется, это нормальная реакция документалиста на такие личности.
– На каком этапе реализации проекта Магомеда подключилась ваша съемочная группа?
– Слава Гулуев (Вячеслав Гулуев – кинооператор, режиссер, председатель Северо-Кавказского отделения Союза кинематографистов РФ, директор Дома кино. Ушел из жизни в 2021 году – ред.) и сегодняшний продюсер кинокомпании "Эдельвейс" Раиса Сокурова представили пакет документов с моей заявкой на конкурс в министерство культуры РФ. Тема прошла конкурс, получила грант. Но Слава уже об этом не узнал. Была сформирована съемочная группа, собственно, небольшая. Имея опыт работы с Аланом Габараевым, мы остановили свой выбор именно на этом операторе. Я поехала на осмотр объекта, познакомилась с героем, педагогами высокогорной школы. Меня удивил их уровень. Многие закончили московские вузы, а педагог английского прошел языковую стажировку в Лондоне. Очень непростые люди. И тем они проще и цельнее. Потом в феврале мы поехали на первую съемку с Аланом.
– Через какие трудности пришлось пройти вашей съемочной группе во время работы над фильмом?
– Проблем и трудностей, не поверите, просто не было. Раиса очень профессионально организовала съемочный процесс, всегда была на связи, люди нас встретили очень хорошие. Глава администрации села когда-то закончил Лесной техникум в Алагире, и встретил нас как родных. Собственно, все к нам отнеслись внимательно, снимались охотно, я до сих пор на связи с моими новыми подругами и друзьями. Это очень красивые места. Очень интересные с точки зрения исторических и культурных пластов. Надеюсь, нам удалось отразить это в фильме.
– Что лично вы почерпнули из общения с Магомедом?
– Из общения с Магомедом я многое почерпнула. Знаете, это настоящее чудо, когда человек не боится менять свою жизнь коренным образом, осознав свое предназначение. И он планирует будущее, не отступает, когда что-то не сразу получается. В нем много света и юмора. Это ценные качества.
– Чем ценен для вас этот фильм?
– Этот фильм для меня важен. Каждый фильм является частью картины мира того, кто его создал. На этом фильме я получила серьезный жизненный опыт, опыт творчества.
– Планируете ли вы показать фильм во Владикавказе?
– Мы планируем показать фильм в Доме кино, но сейчас наш зал ремонтируется, и когда он будет в рабочем состоянии, мы пригласим всех на премьеру. Собственно, у нас предполагается несколько премьер наших коллег-документалистов. На нашу премьеру планируется пригласить Магомеда Асадулаева и группу педагогов этой школы. Они приедут с удовольствием.
– Как вы думаете, а в нашей республике начнет возвращаться жизнь в горные села?
– Жизнь в горы безусловно будет возвращаться. Это понятно уже сейчас. Скажу банальность: время разбрасывать камни и время их собирать.