Главное не терять свое "я": режиссер из Донбасса о фильме "Кто ты?" и жизни в Осетии
17:02 29.12.2022 (обновлено: 16:24 30.11.2023)
© Sputnik / Анна КабисоваПоказ документального фильма Любови Марецкой "Кто ты?"
© Sputnik / Анна Кабисова
Подписаться
"Кто ты? Религия" – это первый фильм из цикла о людях из разных сфер деятельности, которые нашли себя в своей профессии.
Во Владикавказе состоялся показ документального фильма Любови Марецкой "Кто ты?", посвященный жизни, мировоззрению и ценностям трех героев: иконописцам Оллане Айларовой, открывшей первую школу иконописи во Владикавказе, Самсону Марзоеву – первому иконописцу в Северной Осетии, участвовавшему в росписи множества храмов, среди которых церковь Новомученников и Исповедников Российских в Беслане, а также священнику Георгию Дзеранову, ключарю собора Георгия Победоносца во Владикавказе, возглавляющему молодежный отдел Владикавказской и Аланской епархии.
В фильме также рассказывается об истории развития иконописных школ в Осетии, росписи храмов, подготовке и празднованию 1100-летия Крещения Алании, традициях и наследии осетинского народа.
© Sputnik / Анна КабисоваПоказ документального фильма Любови Марецкой "Кто ты?"
Показ документального фильма Любови Марецкой "Кто ты?"
© Sputnik / Анна Кабисова
"Кто ты? Религия" – это первый фильм из цикла о людях из разных сфер деятельности, которые нашли себя в своей профессии. Режиссер планирует снять еще семь фильмов, герои которых представляют сферы культуры, науки, туризма, сельского хозяйства, ремесла, спорта, медицины и помощи в чрезвычайных ситуациях.
Кинопроект "Кто ты?" реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, гранта "Росмолодежь", а также спонсорской поддержке бизнесмена Дмитрия Дюбуа.
По словам режиссера Любови Марецкой, все герои фильмов – уникальные люди, на чьих примерах хочется показать, как они с нуля добивались успеха, преодолевали препятствия и стали в итоге тем, кем являются.
© Sputnik / Анна КабисоваПоказ документального фильма Любови Марецкой "Кто ты?"
Показ документального фильма Любови Марецкой "Кто ты?"
© Sputnik / Анна Кабисова
Фильм "Кто ты?" уже показали в Москве, а также во Владикавказе в кинотеатре "Алания-Синема". В кинозале физико-технического факультета СОГУ состоялся уже третий показ. Корреспондент Sputnik Анна Кабисова побывала на показе и поговорила с режиссером Любовью Марецкой.
– Любовь, этот фильм – ваша дебютная работа. Расскажите, что было самым сложным и самым простым в процессе работы над фильмом?
– Сложным было то, что я вообще не знала, как все это делается, как правильно монтировать кино. Я занималась рекламой, но все-таки это совершенно другая область. В монтаже кино есть свои правила, а когда вы не знаете правила, то не можете им следовать. Тогда я решила создать фильм, просто опираясь на свои эмоции: как чувствовала, так и делала. С каждым из героев мы отсняли по полтора часа интервью и в процессе монтажа пришлось очень много убирать. Вот это и было самым сложным – выбрать те фразы, которые войдут в единую цепочку повествования, чтобы было не затянуто и при этом раскрылась тема. В процессе создания фильма у нас происходило очень много чудес. Какие-то вещи я не планировала показывать, но так вышло, что они в фильме есть.
© Sputnik / Анна КабисоваПоказ документального фильма Любови Марецкой "Кто ты?"
Показ документального фильма Любови Марецкой "Кто ты?"
© Sputnik / Анна Кабисова
– А можете рассказать, что за чудеса?
– Я не знала, как закончить фильм, а когда на площади Свободы было торжественное празднование 1100-летия Крещения, я услышала песню "Вера вечна, вера славна", она меня очень сильно "зацепила". Тогда я подумала, что эта песня может стать хорошей концовкой для фильма, но не знала, как ее использовать, потому что подходящих кадров не было.
Так как герои фильма работают над произведениями, которые планировалось закончить к празднованию 1100-летия Крещения Алании, и этот процесс я снимала, то мне показалась логичной концовка фильма, связанная с приездом патриарха Кирилла в Северную Осетию. Как известно, первый запланированный приезд в сентябре отменился, а о втором стало известно в последний момент. Я узнала об этом ночью и даже не знала, попаду ли внутрь храма на службу патриарха, а если нет, предоставят ли нам кадры съемки этой службы. Но все получилось. Так и родилась концовка фильма – приезд патриарха, его служба в храме Владикавказа и песня "Вера вечна, вера славна".
© Sputnik / Анна КабисоваПоказ документального фильма Любови Марецкой "Кто ты?"
Показ документального фильма Любови Марецкой "Кто ты?"
© Sputnik / Анна Кабисова
И даже моя сломанная нога была в каком-то смысле чудом. Я долго не могла сесть за монтаж, очень боялась, все откладывала, что-то снимала, но вот меня "посадили".
– Фильм о религии в Осетии – первый в запланированном цикле, расскажите о других фильмах.
– Так как 2022 год был посвящен 1100-летию Крещения Алании, то фильм о религии мы создали первым. Я сама – человек верующий, но как бы ни пыталась не снимать о религии, все равно все сложилось так, что это моя первая работа, с которой я пойду дальше.
А следующие фильмы в цикле будут посвящены разным темам, в которых герои рассказывают о том, как они пришли к своему делу и успеху, который проявляется не только в финансах. Финансовый успех у них тоже есть, но в первую очередь их дело помогает всему обществу.
© Sputnik / Анна КабисоваПоказ документального фильма Любови Марецкой "Кто ты?"
Показ документального фильма Любови Марецкой "Кто ты?"
© Sputnik / Анна Кабисова
Для меня показатель успешности – то, насколько они вложили свое "я" и свою душу, как это дело их самих развивает и внутренне обогащает. Через фильмы мы хотим показать другим людям, что нужно быть созидателями и стремиться к чему-то светлому.
Мир сегодня устроен так, что ты всегда стоишь перед выбором: идти либо в одну, либо в другую сторону. Но человек всегда должен оставаться человеком и высокие ценности никто не отменял. Все это очень важно, особенно сейчас.
Вот это я пытаюсь донести в каждом фильме. Будут разные герои и разная энергетика, но суть в том, чтобы мы не теряли свое "я" и находили то дело, которое будет приносить нам удовольствие, а обществу – пользу.
– Любовь, а как у вас возникла идея снимать кино о призвании и самореализации человека?
– Идея родилась еще в 2017 году, и мы ее практически реализовали, но тогда она выглядела как фотопроект с интервью. В тот момент у нас не получилось, так как были трудности с финансами. Я стала заниматься другой работой, но все равно мысль об этой идее меня не отпускала. Ночью могла проснуться от того, что мне приснился один из героев проекта, а потом я его видела "вживую". Что-то происходило внутри меня, рвалось наружу, и как бы я не хотела уйти от этого проекта, он все равно тянул за собой. Потом я поняла, что не могу просто фотографией и интервью передать ту глубину и тот мир, который рассказывает о герое.
И что нужно снимать видео – все-таки это другие возможности – визуал, музыка, атмосфера, которая хоть на секунду, но вдохновит и подтянет зрителя к тому свету, который я пытаюсь передать. Тем более, что сейчас мало любителей читать тексты, надо рассказывать истории визуальным языком. Так все пришло к съемке именно фильмов.
Но эту идею мы также долго не могли реализовать из-за отсутствия финансов. Потом нас поддержал Дмитрий Петрович Дюбуа, затем мы выиграли один за другим гранты. Вот таким удивительным образом все сложилось.
© Sputnik / Анна КабисоваПоказ документального фильма Любови Марецкой "Кто ты?"
Показ документального фильма Любови Марецкой "Кто ты?"
© Sputnik / Анна Кабисова
– Вы рассказали, что монтировали интуитивно, опираясь на свои эмоции. Теперь, когда фильм готов, вы проанализировали, что именно вас вело?
– Например, вы берете два кадра и соединяете их как мозаику, и вроде бы все логично, но нет искры. А бывает так, что соединяете два кусочка, смотрите и у вас мурашки по коже, слезы наворачиваются, или внутреннее осознание своего чего-то приходит благодаря увиденному. Так я и работала.
Я понимала, что если "брать" мозгом, то не решу задачу, потому что не знаю правил. И тогда я решила идти с обратной стороны: отталкиваться от своих чувств. Если меня это трогает, то должно тронуть и других.
© Sputnik / Анна КабисоваПоказ документального фильма Любови Марецкой "Кто ты?"
Показ документального фильма Любови Марецкой "Кто ты?"
© Sputnik / Анна Кабисова
– Возникающие трудности на съемках и в процессе монтажа не вызывали в вас желания все бросить?
– Как говорит мой папа: "Если все нормальные люди идут в обход, то ты полезешь под терном". Это действительно так, у меня не получается искать легких путей, это не моя история. Я так устроена, что до всего дохожу сама. Но я никогда не отчаиваюсь, а воспринимаю любую ситуацию как обстоятельство, которое тебя ведет к чему-то. Так я восприняла даже перелом ноги. Я благодарна Богу за мою сломанную ногу – во-первых, она мне помогла сконцентрироваться на монтаже, иначе я бы так и бегала на съемки. А тут все – тебя "посадили", ты не можешь ничего другого, только сидеть и монтировать. Благодаря тому, что ты отключаешься от всех других проблем, ты садишься и концентрируешься.
Когда ты что-то делаешь, то нужно отдавать свое внимание этому здесь и сейчас на сто процентов. Но при этом уметь переключаться на другое, зацикливаться тоже нельзя. А еще моя сломанная нога свела меня в Москве с удивительными людьми, этому я тоже очень рада.
© Sputnik / Анна КабисоваПоказ документального фильма Любови Марецкой "Кто ты?"
Показ документального фильма Любови Марецкой "Кто ты?"
© Sputnik / Анна Кабисова
– Расскажите немного о себе, я немного знаю о том, что вы приехали во Владикавказ в 2014 году.
– Да, я приехала сюда с семьей в 2014 году с Донбасса. На тот момент я думала, что это ненадолго – всего на два-три месяца, и это на самом деле помогло мне здесь адаптироваться. Я не пыталась как-то подстроиться под местную жизнь, вела себя как гость, смотрела, что мне нравится, а что не нравится. Я человек принципиальный, когда мне что-то не нравится, то говорю об этом прямо. И это на самом деле помогло мне здесь прижиться. Эта прямолинейность у меня от папы, за что я ему очень благодарна.
Потом родители вернулись в Луганск, они и сейчас там, а я решила остаться, потому что понимала, что там не смогу развиваться так, как могу делать это здесь. Я открыла частную театральную школу, так как мне не хватало общения, движения – здесь ритм жизни совсем другой, люди более сдержанные и медленные (в хорошем смысле).
Общаясь с местной молодежью, я поняла, что у них есть знания, но нет смелости идти дальше. В театральной школе я помогала детям раскрепощаться. И у нас даже есть успехи – девочка с последнего курса нашей театральной школы поступила в ГИТИС. Я считаю, что в этом есть и наша заслуга. Но сейчас я закрыла школу, потому что увлеклась съемками кино и хочу развиваться в этом направлении. Так что вот так – приезд в Осетию был вынужденный, а потом мне здесь понравилось.
– И все-таки, что вас тут оставило?
– Я долго думала, уезжать мне вместе с родителями или нет. Я осталась, но наступил момент, когда у меня не осталось денег. Я пришла пешком в храм, села на пороге и рыдала, потому что уволилась с работы, мне заплатили десять тысяч рублей, а этого даже на аренду квартиры бы не хватило. Я плачу и думаю, что мне делать – оставаться, но на что жить, или купить на эти деньги билет до дома? Тут ко мне подходит знакомая и говорит: "Что ты тут сидишь?". Я говорю: "Вот рыдаю, что не видишь?" А она в ответ: "Что ты сидишь, знакомые ищут фотографа". В итоге я устроилась на хорошую работу и могла себя прокормить.
Спустя какое-то время наступил еще один момент, когда я оказалась на распутье и не знала, что мне делать дальше. Тогда в республику приехал старец Илий (схиархимандрит Илий — священнослужитель Русской православной церкви, духовник братии Оптиной пустыни, личный духовник патриарха Московского Кирилла – ред.). Но к нему было невозможно попасть, да я и не пыталась. Стояла в уголке, когда он мимо проходил к храму, и ему говорят: "А вот девушка с Украины". Он подходит ко мне и спрашивает: "А что ты тут делаешь?" Я говорю: "Не знаю, уезжать мне из Осетии или нет". Илий на это говорит: "Благословляю остаться здесь". Я осталась и обстоятельства вновь благоприятно для меня сложились…
Вся моя жизнь строится на том, что я не могу планировать. Я живу так, как чувствую: если есть обстоятельства, которые тебя к чему-то ведут, значит надо туда идти. В моем случает это так работает. Я не могу сказать, что просто плыву по течению, но поддаюсь некоторым обстоятельствам это точно.