Дзерасса Техова, Sputnik
"Наши люди в булочную на такси не ездят" – крылатая фраза из знаменитого фильма "Бриллиантовая рука" на многие годы наложила на такси налет дороговизны и признака богатства. Сейчас, когда практически у каждого жителя Южной Осетии есть машина, а то и две, кажется, что актуальность водителя по вызову упала, однако это вовсе не так. В небольшой республике работают и можно даже сказать процветают сразу несколько служб такси (это не считая "бомбил"). Мы пообщались с тремя из них – остальные не пожелали раскрывать свои корпоративные секретики – и узнали, как, что и почему в их структуре.
Первые, кто откликнулись на наш "зов" – служба "Ладья"
По словам нашего собеседника, сейчас проезд в их фирме фиксирован – цена одинаковая для всего города (100 рублей). Дорого ли это? Судить трудно. Но, если проехать условные 100 метров от дома до магазина или больше – от дома (предположим, в "Царзе") до работы в центре города стоит одинаково, возникают вопросы.
Есть безусловный плюс – если везете с собой груз и занимаете багажник – платить не нужно. С животными, кстати, ездить нельзя (а если питомец – поводырь? Думаю, цхинвальский менталитет позволит рискнуть своей машиной ради другого человека).
Вот к минусам можно отнести тот факт, что у местных такси нет возможности попросить детское кресло. Возможно кто-то и хмыкнет, считая это блажью, но статистика говорит о том, что безопасность детей в таких креслах гораздо выше.
Также запишем в минусы тот факт, что за возрастом и компетентностью водителей в Цхинвале не следят. Не раз и не два в СМИ и соцсетях поднимался вопрос пожилых таксистов и юных лихачей за рулем. Обе категории создают аварийные ситуации из-за незнания ПДД.
Хотя, по заверению собеседника, штрафов из-за нарушений у их таксистов не бывает. Будем надеяться, что это действительно так.
Полная ответственность за обслуживание машины также лежит на самом водителе – он заправляет свою "ласточку", меняет масло и моет ее.
Следующая фирма такси, которая согласилась ответить на наши вопросы – "Цхинвал"
Здесь цены на проезд уже зависят от расстояния между пунктами А и Б. Проехать в микрорайон "Московский" стоит 100 рублей, в село Тбет – 150 рублей, до микрорайонов "Северный" или "Солнечный" – 200/250 рублей. Стоимость поездки в Северную Осетию у службы не отличается от той, которую вам назовут "бомбилы" на столичном вокзале – 700 рублей. Дороже всего обойдется поездка в Ленингорский район Южной Осетии – около 1500 рублей.
Дополнительно платить за провоз груза тут также не придется, а вот на вопрос о провозе животных последовал ответ, что случаев пока не было – в любом случае, решение остается за водителем.
Возраст и компетентность таксистов фирма контролирует. Также их можно поблагодарить или наоборот – пожаловаться. По словам собеседника, руководство фирмы откликается на такие запросы – в ответ на жалобы может последовать замечание нарушителю или же крайняя мера – увольнение.
За нарушение ПДД здесь также расплачивается сам водитель, как и за обслуживание своего автомобиля.
Третья фирма – "Горец"
Поездка по городу с этой службой такси обойдется в 80 рублей. На 20 рублей дороже – 100 рублей – обойдется визит на окраины Цхинвала. Дорога во Владикавказ тут как и везде – 700 рублей, если брать всю машину – 2800.
Груз тут также провозится бесплатно, а вот животных возить хоть и нежелательно, но иногда можно.
В фирме работают водители всех возрастных категорий – как и в "Цхинвале", их можно поблагодарить или же пожаловаться на качество работы. За штрафы и обслуживание авто оплачивают сами водители.
У водителя также можно попросить детское кресло.