В интервью Sputnik министр строительства Южной Осетии Эдуард Дзагоев рассказал о результатах рабочего визита в республику делегации Минэкономики России, о том, как реализуется текущая Инвестпрограмма и какие мероприятия войдут в будущую.
– Недавно в Южной Осетии побывала большая делегация из РФ. Известно, что рабочие совещания прошли и в министерстве строительства. Расскажите поподробнее об этой работе, о целях визита российских коллег и о том, каковы были результаты этой работы?
– С 12 по 18 сентября в республике находилась достаточно представительная группа наших коллег из министерства экономики России во главе с замминистра экономики Дмитрием Вольвачем. Прошли ряд рабочих совещаний в министерстве финансов, министерстве экономики и министерстве строительства. Обсуждались различные вопросы, в том числе исполнение Государственной программы социально-экономического развития республики, реализация Инвестиционной программы и ряд других.
Что касается Минстроя, были запланированы объезды по объектам Инвестпрограммы, причем не только текущей, но и по тем, которые строились с 2015 года. Мы ездили по всем районам и городу Цхинвал. Были проведены рабочие совещания с коллегами, обсуждался ход контрольного мероприятия, которое у нас было давно запланировано. Оно предусматривало контроль над тем, как исполняются наши обязательства по выполнению российско-югоосетинских соглашений.
В результате было определено, что Минстрой, как государственный заказчик и заказчик-координатор по объектам Инвестпрограммы, будет и дальше контролировать ход исполнения программных мероприятий с периодическим информированием российских коллег, а также проведение заседаний рабочих штабов по строительству.
Было решено, что в кратчайшие сроки мы должны подготовить окончательный проект Инвестиционной программы содействия соцэкономразвитию республики на 2023-2025 годы. Чем мы на сегодняшний день и занимаемся.
– Год подходит к концу, совсем скоро уже нужно будет подводить окончательные итоги. Мы подведем промежуточные. Год был непростой – серьезные политические события в самой республике, конфликт на Украине, антироссийские санкции, которые, так или иначе, отразились и на Южной Осетии. Как в этих условиях исполнялась Инвестпрограмма и как вы можете оценить ее реализацию в 2022 году?
– Действительно, год был непростой. Но, скажем так, проблемы, которые обычно бывают связаны с трудностями поставки строительных материалов или другими объективными причинами, были больше актуальны в ковидный период.
В этом году проблем с финансированием и поставками материалов у нас не было. Хотя санкции, о которых вы сказали, оказали определенное влияние на рынок стройресурсов по всей России. Конечно, это отразилось и на нас. В середине года нам пришлось корректировать график производства работ, который у нас был запланирован в начале года. Была проведена определенная работа с подрядными организациями, другими заинтересованными ведомствами, в частности, Минэкономики, которое тоже выступало заказчиком по определенным программным мероприятиям. И сейчас исполнение программы идет в соответствии с откорректированными графиками.
Есть все основания предполагать, что до конца года намеченные планы будут реализованы, и мы завершим Инвестпрограмму, как и в прошлые годы, с хорошим результатом.
– Повлияла ли ситуация на количество рабочей силы? Есть ли дефицит рабочих ресурсов? И насколько строительная сфера республики зависима от мигрантов?
– Проблем с рабочей силой в этом году у нас не было. Эти проблемы, как я уже отмечал, возникали в ковидные времена. Укомплектованность у подрядных организаций рабочей силой, инженерно-техническими работниками вполне достаточна, чтобы завершить мероприятия к концу года.
Что касается зависимости от мигрантов, она, к сожалению, у нас есть. И такая картина не только у нас, но и в России. Причины, наверное, кроются в том, что в постсоветский период была разрушена система среднего профессионального образования. Тогда у нас в республике функционировало ПТУ, где готовили разных специалистов. Этого уже давно нет.
Причина дефицита местных квалифицированных кадров еще и в том, что во время войны, в течение более 20 лет, многие специалисты уехали, закрепились в других местах и остались там жить. И этот дефицит в полной мере не восполнился. Поэтому на многие работы подрядным организациям приходится привлекать специалистов из России и других регионов. Тем не менее, количества и квалификации инженерно-технических специалистов в республике вполне достаточно, чтобы они выполнили свою функцию по мероприятиям Инвестпрограммы. И они ее выполняют.
А зависимость от мигрантов у нас на сегодняшний день, к сожалению, сохраняется. Чтобы ее преодолеть в будущем, надо, наверное, выстраивать систему среднего профессионального образования, что требует и финансовых вливаний.
Ну и постепенно меняется наш менталитет, подход к тому, что надо овладевать специальностями, в том числе рабочими. Надо организовывать бригады квалифицированных рабочих, которые освоили какие-то специальности, и задействоваться на строительных объектах, и проще говоря, зарабатывать деньги.
– На какой стадии находится разработка Инвестпрограммы на следующую трехлетку? О каких основных мероприятиях, в ней заложенных, вы можете рассказать?
– Проект Инвестиционной программы был разработан около полутора месяцев назад. Проект – это наши предложения. Программа формируется с определенными критериями, которые были определены на одном из заседаний МПК.
Есть три основных критерия ее формирования и включения в программу тех или иных объектов или мероприятий. Первый – это строительство в приоритетном порядке тех объектов, которые уже начинали строить, и по плану были перенесены на следующий год. У нас есть ряд таких объектов.
Второй критерий – это строительство объектов и реализация мероприятий для снятия инфраструктурных ограничений для развития республики. В соответствии с той программой, которая недавно была утверждена в республике (Госпрограмма социально-экономического развития РЮО до 2025 года), упор делается на развитие собственной экономики, открытие и развитие различных предприятий, в том числе сельскохозяйственных. И Инвестпрограмма будет привязана к ней в части строительства объектов для снятия инфраструктурных ограничений.
То есть, если в каком-то районе строится предприятие сельхоз назначения, то к этому предприятию надо провести дорогу, определенные электрические мощности и другие инфраструктурные объекты, которые и будут включаться в Инвестпрограмму.
Еще один критерий – это строительство объектов специального или социального назначения при условии согласования нами на Межправкомиссии необходимости их реализации.
Из тех объектов, которые можно выделить, наверное, это завершение строительства дороги Ерцо – Синагур, продолжение строительства жилья, реконструкции подземных инженерных сетей и благоустройство столичных улиц, а также очень нужный и важный объект для каждого жителя города – реконструкция или капитальный ремонт водовода Едис – Цхинвал. Основного водовода, по которому вода поступает в Цхинвал.
Водовод был построен еще в советское время. Но по ряду причин – неправильная эксплуатация, природные катаклизмы, в частности, землетрясения – получилось так, что дебит воды в водозаборе значительно снизился. Поэтому предстоит восстановить водозаборные сооружения, увеличить дебит воды, чтобы подключить к водоводу еще несколько родников, на которых надо делать капитальные сооружения. Если это будет принято, реализация этого мероприятия позволит уйти от использования поверхностных вод. Потому что часть воды, которая поступает в Цхинвал, это родниковые воды, а часть – поверхностные воды, которые забираются из реки. И каждую весну мы испытываем определенные сложности, когда вода сильно загрязняется. Приходится отключать поверхностный родник и сокращать подачу воды. Реализация этого мероприятия как раз позволит увеличить дебит воды, и население круглый год сможет получать чистую родниковую воду.
К проблеме водоразбора в республике надо подходить комплексно, в том числе в Дзауском районе. Если эта проблема будет решена, можно говорить о том, что будет решена и проблема бесперебойного снабжения водой Цхинвала.
– Понятно, что основной акцент в ней всегда делался на столицу. Но есть еще районы, где тоже живут люди, которые ждут улучшения условий жизни, улучшения качества инфраструктуры. Насколько в текущей и будущей Инвестпрограмме уделяется внимание районам и сельской местности?
– При формировании Инвестпрограммы руководство республики старалось учитывать также интересы районов Южной Осетии. Строительство велось и в районах. В частности, много объектов было построено в Ленингорском районе и поселке Ленингор, начиная с 2015 года. Были реконструированы сети воды и канализации в поселке, благоустроены три улицы, построены очистные сооружения, новая русская школа, детский сад, отремонтирован интернат, отремонтирован и оснащен оборудованием Дом культуры, отремонтирована дорога Дменис – Ленингор.
В городе Квайса были благоустроены улицы, отремонтирована дорога Гуфта – Квайса. В поселке Дзау строилось жилье, реконструированы инженерные сети и благоустроена улица, протяженностью более трех километров. В поселке Знаур также были построены дома.
То есть при формировании программы и включении в нее мероприятий интересы районов и их проблемные вопросы руководство старается учитывать. И в новой программе есть ряд мероприятий, которые будут реализовываться в районах. В частности, это инфраструктурные объекты, жилье, дороги.
– За последние несколько лет в республике было построено несколько многоэтажных домов. Это помогло в какой-то степени решить одну из острейших проблем в обществе – проблему жилья. Каковы планы в этом направлении? Продолжится ли в республике строительство новых домов?
– В республике с 2015 года построено порядка 600 квартир. То есть сотни семей смогли улучшить свои жилищные условия. В поселке Дзау было построено три 18-квартирных жилых дома, два таких же в поселке Знаур, в городе Цхинвал построили жилой комплекс по улице Героев, восстановлен многоквартирный дом по этой же улице, три пятиэтажки по улице Братьев Губаевых. В настоящее время строится жилье, которое сформирует небольшой микрорайон на территории бывшей текстильной фабрики.
В текущем году там будет введено в эксплуатацию два 75-квартирных корпуса, а третий корпус будет достроен в следующем году.
В новой Инвестпрограмме планируется строительство 18-квартирного дома в поселке Знаур и 75-квартирного по улице Осетинская, а также двух корпусов по улице Исака Харебова на месте двух аварийных домов.
То есть строительство жилья у нас будет продолжено.
– Как в республике обстоят дела в сфере жилищно-коммунального хозяйства? Мы знаем, что параллельно с ремонтом столичных дорог меняются и изношенные сети, то есть в этом направлении все более-менее хорошо. Какие еще проблемы есть в ЖКХ?
– ЖКХ – это, наверное, та сфера, в которой проблемы бывают всегда. Во время благоустройства улиц меняются инженерные сети на новые с достаточно большим сроком эксплуатации в будущем. Мы определенный запас прочности закладываем.
Но хочу отметить, что наше ведомство занимается разработкой нормативной базы ЖКХ. И на сегодняшний день по республике нормативная база, которая необходима для развития ЖКХ, разработана. Проблемы были и раньше, и сохраняются сейчас. Какого характера проблемы? Расходы, которые предполагает сфера ЖКХ, не покрываются теми финансовыми средствами, которые республика получает из России в соответствии с межгосударственными соглашениями. Мы не имеем возможности покрывать эти расходы и из внутреннего бюджета. Поэтому зачастую бывает так, что нам приходится ограничивать некоторые мероприятия в этой сфере. Но работа в этом направлении идет, идет определенная оптимизация в разных сферах республики.
С учетом реализации Госпрограммы соцэкономразвития и в зависимости от того, насколько успешно она будет выполняться, у нас будут создаваться собственные предприятия, будут увеличиваться налоговые поступления и, соответственно, поступления в сферу ЖКХ, наверное, будут расти. По мере этого будут решаться проблемы. Мы надеемся на лучшее.
– Ваше ведомство ответственно не только за строительство, но еще и за архитектуру. Впрочем, последняя, почему-то, все время отходит на второй план. Ранее вы говорили, что есть перспективный генплан города Цхинвал и республики. Что он из себя представляет и насколько мы его придерживаемся?
– Схема территориального планирования и генплан республики были утверждены в 2015 году. Схема предполагает деление города на определенные зоны: перспективной жилой застройки, зона отдыха и другие зоны по функционалу. Она предполагает в перспективе вынос промышленных предприятий, ранее функционировавших на территории республики (заводы "Эмальпровод", "Вибромашина"), за пределы города, и создание на площадках бывших предприятий какой-то коммерческой застройки или зон отдыха и так далее.
Мы в своей деятельности, конечно, стараемся придерживаться основных принципов формирования генплана и территориального планирования города. Но хочу сказать, что это перспективный генплан, и его реализация во многом зависит от того, какие возможности у республики есть на текущий период и какие будут в перспективе. Это, в свою очередь, будет зависеть и от развития экономики, и от увеличения налоговой базы. Это будет зависеть и от международной обстановки в мире, потому что наш основной донор и партнер – это Россия. В зависимости от того, как мы будем себя чувствовать в финансовом плане, будет реализовываться и этот перспективный генплан.
– Государственное управление – сложная сфера, эффективность которой, как, впрочем, везде, определяют, прежде всего, люди – госслужащие. Какие шаги предпринимаются, чтобы эффективность госуправления во вверенной вам сфере повышалась?
– Система любого государственного органа, это, в первую очередь, люди. И эффективность функционирования структуры зависит от квалификации людей, которые там работают, от того, как налажено взаимодействие между соответствующими отделами, управлениями в госоргане. Она зависит от многих других факторов, в том числе от того, какая атмосфера царит внутри ведомства, насколько люди осознают ответственность за общее дело.
Если брать наше ведомство, то 90 процентов наших сотрудников – это молодые люди. Это выпускники российских вузов, нашего университета. И мы стараемся привить этим молодым людям взаимоуважение внутри коллектива, чувство ответственности, потому что от правильной мотивации сотрудника очень многое зависит.
Мы стараемся работать и над повышением квалификации наших сотрудников. Поэтому, я думаю, у нас пока все получается.
– Есть ли у Минстроя планы на ближайшее будущее, не связанные с реализацией Инвестпрограммы? Или вся сфера пока зависит исключительно от российских вливаний?
– Одной из основных задач Минстроя, как органа госвласти, с приданным ему функционалом, является исполнение и координация исполнения мероприятий Инвестпрограммы. Начиная с формирования программы, организации и подготовки сходно-разрешительной документации, проектирования соответствующих объектов, а затем их реализация и сдача в эксплуатацию.
Но, кроме Инвестпрограммы, мы стараемся помогать и деятельности ЖКХ районов, города Цхинвал. В частности, сейчас нами подготовлен и в ближайшее время будет вынесен на заседание правительства нормативный документ, в соответствии с которым по финансовым средствам, используемым для реализации мероприятий ЖКХ города и районов из внутреннего бюджета республики, будет дополнительный контроль. Он будет предполагать целевое и эффективное использование этих средств. В конечном итоге мы надеемся в положительную сторону повлиять на готовый продукт.
Проблем много. Они связаны также с эксплуатацией зданий, сооружений и относительно сложного технологического оборудования на объектах, которые были введены ранее. Зачастую по разным причинам – нехватка финансовых средств или недостаточная квалификация специалистов, которые этим должны заниматься, – не производится надлежащая эксплуатация оборудования, зданий. И мы в этой сфере тоже стараемся работать, готовим предложения для руководства республики.