Sputnik, Дзерасса Техова.
Замминистра экономического развития России Дмитрий Вольвач находится в Южной Осетии с рабочим визитом. В понедельник он осмотрел объекты Инвестпрограммы, встретился с президентом республики Аланом Гаглоевым и провел совещание с Кабмином. В пресс-центре Sputnik он рассказал об итогах встреч, а также о приоритетных направлениях развития экономики Южной Осетии.
– В новых геополитических условиях, на фоне беспрецедентного давления на Россию и попыток ограничить экспорт энергоносителей, что является важной составляющей доходов РФ? Можно ли рассчитывать на реализацию ранее запланированных программ по развитию Южной Осетии?
– С первых дней признания независимости Южной Осетии Россия является не просто надежным партнером и соратником. Наше братство и стратегическое партнерство заслуживают каких-то отдельных эпитетов. То, что мы делаем на экономическом треке – одна из важных составляющих, связующих звеньев, которые объединяют наши народы и государства. Новые экономические и геополитические условия, безусловно, влияют и на экономику России, и на глобальную экономику, и на глобальную политику.
Важность шага по признанию независимости республик Донбасса сложно переоценить. Лучшие сыны республики вместе со своими российскими братьями выполняют сложную, но крайне необходимую работу по денацификации отдельных территорий. Такова наша миссия. И эту непростую, сложную, но очень нужную работу предстоит нашим вооруженным силам делать вместе. Это очень важная часть взаимодействия, которое происходит между нашими странами.
Что касается развития и реализации программ экономического содействия, экономической помощи, безусловно, все обязательства, которые Россия брала и берет на себя в соответствии с новыми межгосударственными соглашениями перед Южной Осетией, будут исполнены.
– Ранее вы заявляли, что Абхазия и Южная Осетия должны стать менее зависимыми от России, что собственные доходы республик должны увеличиваться. Расскажите, как работа в этом направлении продвигается сегодня? Можно ли констатировать успехи в данной инициативе?
– Я уверен в том, что настоящая ценность экономической поддержки, которую Россия оказывает и Южной Осетии, и Абхазии, заключается в том, чтобы эта поддержка приводила к качественным изменениям. Чтобы действительно те инфраструктурные проекты, инвестиции в подъем уровня жизни населения, как отдельных категорий государственных служащих, так и в целом населения республик, запускало механизмы, которые бы позволяли экономикам развиваться более самостоятельно. В этом нет никакого парадокса. Это правильно. Это те самые качественные изменения, ради которых все и делается. Чтобы бюджеты республик самостоятельно пополнялись и меньше зависели от трансфертов из России, доля собственных доходов в бюджет увеличивалась, экономики росли сами по себе, становились более привлекательными для внешних инвесторов. Мы обсуждали это с президентом республики, он полностью со мной согласен.
Просто создать новые экономики только за счет государственных инвестиций практически невозможно. Государственные инвестиции могут помочь создать условия или восстановить, создать те объекты инфраструктуры, которые привлекут серьезных настоящих инвесторов, которые принесут с собой те самые мультипликаторы и большие деньги, которые позволят экономикам перейти на новый качественный уровень. Для этого мы и работаем, наши новые программы настроены на то, чтобы не просто перечислять определенные суммы по определенным статьям бюджета, а чтобы понимать, как эти инвестиции, в хорошем смысле слова, в самом правильном ключе влияют на развитие экономики Южной Осетии.
– В программе социально-экономического роста Абхазии и Южной Осетии на 2022-2025 годы особое внимание уделено приоритетным сферам: сельскому хозяйству, переработке и туризму. По этим областям начнут работать новые инструменты поддержки – льготные кредиты, субсидии, возмещение затрат на оборудование. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом.
– Я начну с цифр, которые свидетельствуют о том, что наше экономическое взаимодействие дает свои плоды. По итогам полугодия, по тем цифрам, которые есть у нас, экономика Южной Осетии прибавила почти 19 процентов. Практически настолько же вырос наш взаимный товарооборот. Это очень важно, это хорошие темпы. Я уверен, что потенциал этого роста гораздо больше, и наша задача – этот потенциал раскрыть. Новое государственное соглашение было заключено летом этого года. Большое спасибо команде правительства республики. Мы на протяжении нескольких месяцев очень активно работали над этим документом, готовили его, согласовывали, спорили, приходили к консенсусу.
В итоге этот документ был подписан. По законодательству он не требует ратификации и фактически вступил в силу с 22 августа этого года. Он предусматривает и повышение зарплат на условиях софинансирования, то есть в бюджете республики должны быть зарезервированы средства, чтобы с каждым годом все большую и большую часть софинансирования зарплат госслужащих брать на себя. Программа отдельное внимание уделяет поддержке приоритетных отраслей экономики: промышленности, сельскому хозяйству, туризму, транспорту, логистике – это то, за счет чего республика должна развиваться и процветать. Я думаю, что взять на вооружение российский опыт будет не лишним. За последние годы мы научились эффективно поддерживать наши отрасли даже в условиях очень серьезных внешних вызовов.
– Вы пришли к нам прямо с совещания по вопросам социально-экономического сотрудничества между Россией и Южной Осетией. Можете нам рассказать, какие вопросы обсуждались, были ли достигнуты какие-то договоренности?
– Мы очень интенсивно и продуктивно поработали с коллегами. Присутствовали практически все профильные министры. Обсудили проблематику переходящих вопросов, проектов. У нас есть проекты, которые надо будет доделывать в новом инвестиционном цикле. Мы знаем, сколько нам нужно дофинансировать, в какие сроки, чтобы это финансирование завершить. Ситуация под контролем. Также говорили о том, как запускать новый инвестиционный цикл в рамках новой госпрограммы. Говорили о том, что у нас на повестке дня помимо Инвестпрограммы есть и вопросы гармонизации законодательства, о которых мы еще поговорим. Обсудили ее перспективы и то, как быстро мы будем к ней подходить. Есть вопросы, на которых Россия продолжает держать внимание и помогает республике – это вопрос энергоснабжения. Проблемы есть, наши задачи не просто оплачивать долги, а все-таки создать такую систему энергообеспечения республики, которая смогла бы существовать достаточно надежно, эффективно и самодостаточно. Сейчас работаем над этим. Первый шаг – это пилоты по установке приборов учета потребления электроэнергии. Это очень важный шаг, в том числе и психологически.
Понятно, что надо понять и привыкнуть к тому, что за потребляемую электроэнергию надо платить. Понятно, что самые незащищенные слои населения должны получать поддержку. Для этого должна быть выработана гибкая система экономически и социально обоснованных тарифов. Но для этого необходимо чуть больше информации. Ее мы можем получить только из специальных устройств по учету электроэнергии, чтобы распределение нагрузки по оплате электроэнергии было справедливым. Коллеги из правительства пообещали, что в качестве пилота к концу года они установят в нескольких районах столицы приборы учета. И мы начнем с коллегами из российского министерства энергетики и коллегами из республики внимательно изучать, как происходит энергопотребление, понимать, какие есть потребности, как их перекрывать и какая формула тарифа будет наиболее подходящей, чтобы система рано или поздно вышла на некую устойчивую самоокупаемость. Конечно, при определенных бюджетных субсидиях. Мне кажется, что по всем вопросам, которые мы затронули на совещании, есть ощутимый практический прогресс.
– Сегодня вы имели возможность осмотреть объекты Инвестпрограммы. Как в целом вы можете оценить ход ее выполнения?
– Мы успели посмотреть несколько объектов. Мои коллеги еще в течение нескольких последующих дней посетят другие объекты. В целом мы довольны тем, как ведется работа. Там, где по каким-то причинам допускается отставание, мы внимательно разбираемся с коллегами, что происходит: удорожание или действительно какие-то ошибки в планировании или реализации. За счет того, что мы постоянно мониторим и контролируем все эти проекты, каких-то срывов у нас не происходит, и я уверен, не произойдет. Понятно, что жизнь вносит свои коррективы. Иногда мы принимаем какие-то решения по оптимизации тех или иных проектов, или по ускорению реализации одних проектов, или, может быть, по приоритизации, но мне кажется, что здесь тоже поступательная работа идет. А в рамках новой программы, я думаю, у нас появятся и новые возможности.