В Северной Осетии начинаются торжества в честь 1100-летия Крещения Алании. Указ о праздновании знаменательной даты на государственном уровне президент РФ подписал в октябре 2017 года. По данным историков, аланы принимали христианство еще во II веке, но массовое крещение произошло приблизительно 1100 лет назад.
Уполномоченный при президенте Южной Осетии по делам религии Соня Хубаева рассказала Sputnik об истории крещения алан и о том, как в республике возрождалось православие после распада Советского Союза.
Читательская конференция
© Sputnik / Наталья Айриян
– Какую роль Крещение Алании сыграло в истории современной Осетии?
– Православие является религией и современных осетин, и наших предков. Религией, которая играла важную роль в формировании государственности Аланского государства. И Крещение Алании произошло не случайно. В 10 веке была учреждена Аланская митрополия, которая являлась канонической частью Византии. Об этом красноречиво свидетельствуют архитектурные памятники, которые находятся на всей территории бывшего Аланского государства, в том числе и на территории Южной Осетии.
В результате жестоких потрясений, нашествия монголо-татар, Алания пала, и вместе с ней пала Аланская митрополия. И только после присоединения единой Осетии к России стали восстанавливать нашу традиционную веру.
Но в 1917 году, после установления советской власти, было прекращено восстановление церковной жизни. И поэтому не было возможности восстановить все. Но в настоящее время созданы условия, при которых мы можем четко говорить, что православие возрождается, и в этом положительную роль сыграла Владикавказская Аланская епархия, которую возглавляли представители РПЦ. Мы видим, как много было сделано по восстановлению разрушенных храмов, дорог к ним и так далее. И это все благодаря тому, что Россия на уровне правительства оказывает огромную помощь республике в подготовке к юбилейным мероприятиям. Есть указ президента РФ, где отмечено, что этот праздник имеет большое значение не только для Осетии, но и для всей России, а также для всего православного мира.
Это очень знаменательное событие, его празднуют не только в Северной Осетии, но на уровне всей России. Это одно из крупнейших культурных событий этого года.
Будут проходить очень интересные мероприятия, в том числе издана церковная книга, которую с нетерпением ждет "Аланская библиотека", а также издательский проект, который включает труды по истории, археологии, культуре. Это все говорит о том, что осетины – не случайный народ на Кавказе, он имеет древнейшую историю.
Этот праздник еще раз доказывает, что мы – древнейший народ, который проживает на своей исторической территории.
Я думаю, что великая княгиня Владимирская Мария-Ясыня в русской духовности, государственности и культуре сыграла очень важную роль, и в честь нее в Москве 22 мая 2023 года состоится конференция. Есть утверждения, что образ Марии-Ясыни издавна волнует общественность, есть исследования, где рассказывается о том, как она жила и какую роль сыграла в деле укрепления православной веры.
– Многие до сих пор уверены в том, что доминирующей верой на всем Кавказе, в том числе и в Осетии, является ислам. Расскажите, как живет сегодня православие в Южной Осетии?
– После распада Советского Союза православие стало восстанавливаться на юге Осетии. В Конституции республики четко прописано, что православие и традиционные верования являются одной из основ национального самосознания осетин.
Многие столетия алано-осетинский народ в тяжелых условиях борется за свое и духовное, и физическое выживание. При этом он сохраняет верность своей культуре, традициям и вере. И такой традицией, такой верой было православие, которое принято 1100 лет тому назад аланскими правителями.
Борьба за сохранение себя, как нации, и воссоздание государственности продолжается и в наши дни. Известно, что в истории осетинского народа православная вера играла важную роль во все времена. Возможно, отдельные представители народа сами принимали раньше православную веру. Но, повторюсь, именно к 10 веку, в уже сформировавшемся государстве была учреждена Аланская митрополия.
Самой жизнью была продиктована необходимость воссоздания аланской церкви в Аланском государстве, и первые православные религиозные общины стали возрождаться в Цхинвале. Православные объединились вокруг Александра Пухаты (отец Георгий), число приверженцев православной церкви быстро росло, за несколько лет выросло в крупную религиозную организацию. Конечно, это вызывало очень негативную реакцию со стороны грузинского патриархата. Сама Южная Осетия не стремилась к грузинской церкви, так как духовенство ГПЦ принимало активное участие в нацисткой истерии и поддержало лозунг Гамсахурдиа "Грузия для грузин!", и, собственно говоря, благословляло своих "соколов" на геноцид осетин.
Грузинский первосвященник не только не осудил действия Гамсахурдиа, но и издал печально известный указ, в котором говорилось, что "отныне всякий убийца грузина, невзирая на виновность или невиновность жертвы (убитого), да будет объявлен врагом грузинского народа. Занести фамилию убийцы в специальную книгу Патриархии и передавать из поколения в поколение как постыдное и подлежащее осуждению". Этот указ был опубликован в газете "Заря Востока" в декабре 1990 года.
Исходя из этого, возрожденная осетинская церковь с первых дней своего существования стремилась к РПЦ Московского патриархата. И уже в 1990 году православные Южной Осетии обратились в Московский патриархат о принятии под свой омофор. Однако строгие церковные каноны не позволили удовлетворить эту просьбу, и в тяжелых условиях изоляции православным юга пришлось искать выход из сложившейся ситуации. Община обратилась к Русской зарубежной церкви в лице архиепископа Лазаря, который и рукоположил в священники отца Александра Пухаты. Главному храму Южной Осетии – Пресвятой Богородицы – был придан статус мужского монастыря. Настоятель храма отец Александр принял монашеский постриг с именем Георгий и был возведен в сан игумена. Таким образом, образовалось Аланское благочиние, которое находилось в составе Черноморско-Кубанской епархии под управлением епископа Вениамина Русаленко.
После этого было подписано соглашение между Аланским благочинием в лице священноигумена отца Александра Пухаты и государством в лице Людвига Чибирова.
В дальнейшем произошли изменения в другом направлении, часть духовенства Русской церкви выступило против объединения с РПЦ Московского патриархата. В одной из таких епархий и находилась югоосетинская церковь. И 26 декабря 2002 года югоосетинская церковь официально известила Вениамина Русаленко о выходе из Аланского благочиния из состава Черноморско-Кубанской епархии.
Произошел переход к греческой церкви митрополита Киприана, который на тот момент имел тесные связи с Русской зарубежной церковью. Синод Киприана признал благочиние и в 2003 году принял решение об образовании на территории Южной Осетии Аланской епархии, ее наместником был назначен архимандрит Георгий Пухаты. Таким образом, началась полнокровная церковная жизнь в Южной Осетии. Между Аланской епархией и Южной Осетией был перезаключен конкордат. Естественно, это все воспринималось критически со стороны ГПЦ.
За это время в Северной Осетии также образовалась епархия, и между нашими двумя епархиями налаживались тесные отношения, хотя и не канонические.