Пройден героический путь: Джусоев об августе 2008 и дальнейших перспективах Южной Осетии

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЦХИНВАЛ, 26 авг – Sputnik. Первый День признания независимости Южной Осетии Россией 26 августа 2008 года граждане республики отмечали двояко – у кого-то радость была ярко-выраженной, а у кого-то было эмоциональное выгорание, радоваться сил не осталось. Об этом Sputnik рассказал первый замруководителя администрации президента Южной Осетии Сослан Джусоев.
Его собственные воспоминания о том дне немного размытые — это был очень эмоциональный момент.

"Я тогда был студентом. Главное мое воспоминание – это проспект Алана Джиоева, заваленный ветками деревьев, сожженные танки на улице Героев. Мои воспоминания мало чем отличаются от воспоминаний остальных жителей города. Я не знаю, какой бы стала Южная Осетия без признания независимости. В любом случае, мы к этому шли, стремились. Я помню свои ощущения. У меня не было никаких сомнений в том, что мы добьемся своей цели", — рассказал Джусоев.

Сослан Джусоев
К сожалению, заметил он, новейшую историю республики отсчитывают с 2008 года. На самом деле, ее нужно отсчитывать с 1989-1991 годов, можно и с 1920-го, потому что Россия признала уже состоявшееся государство.

"У нас были политические институты, которые нас подвели к этой дате. Был пройден героический путь. Наша история очень древняя, надо ее рассматривать в непрерывности. Мы шли к восстановлению своей государственности. То, что происходило с 1989-го по 2008-й годы – это то, чему я сам являюсь свидетелем и о чем могу говорить. Это были очень тяжелые, но героические времена. Те испытания, которые прошел народ Южной Осетии, наверно, не под силу некоторым и более многочисленным нациям. Мы всегда будем этим гордиться", – подчеркнул он.

Джусоев отметил, что реакция многих стран на признание независимости была разной, в основном осуждающей, и не в связи с борьбой Южной Осетии и Грузии, а из-за позиции России. Но были и те, кто поддержал республику, однако большая часть мирового сообщества осталась нейтральной — отнеслась к этому, как к свершившемуся факту.
Признание со стороны Венесуэлы и Никарагуа – двух стран-членов ООН с ярко-выраженным антиамериканским настроем, стало очень ценным. Отношения с этими государствами были установлены сразу же. Республика сохраняет и развивает с ними отношения, есть посольства, постоянное взаимодействие.
"Это справедливо и правильно": сенатор Цеков о признании независимости Южной Осетии
"Наша борьба им была эмоционально близка. Обе эти страны прошли путь, несколько напоминающий путь Южной Осетии в своей борьбе за независимость", – подчеркнул Джусоев.
Работу по международному признанию республики, продолжил он, нужно активизировать и выводить на новый уровень — это касается не только латиноамериканского региона, но и всего мира. Сочувствующих достаточно, поле для работы обширное, перспективы есть. Южная Осетия поддерживает взаимоотношения с Приднестровьем, Нагорным Карабахом, ДНР и ЛНР.
"Конечно, дальнейшее признание возможно. Дорогу осилит идущий. До 2008 года очень многие люди, в том числе и в Осетии, говорили о том, что признания со стороны России не будет. Тем не менее оно состоялось. У нас есть перспективы. Нужно просто поставить цель по легитимации государства Южная Осетия. Прежде всего, нужно уважать свою государственность, понять, чего мы хотим, и едино двигаться к цели. Сейчас наши основные проблемы – внутреннего характера. Если мы их решим, то и на внешнем фронте у нас будут гораздо более серьезные достижения, чем сейчас", – заметил Джусоев.

Осетинские диаспоры

Южная Осетия поддерживает контакты и с осетинскими диаспорами за рубежом. Самая крупная из них — турецкая. Турецкие осетины очень часто проводят мероприятия в поддержку суверенитета и независимости Юга.
Также находится диаспора в Сирии, которая сократилась после гражданской войны. Есть диаспоры и в странах Западной Европы, а также образуется достаточно крупная в США.
"Я думаю, что и в Турции, и в других странах осетинам, при должной поддержке, можно было бы громко заявлять о себе, выходить на более высокий уровень — если не на уровень глав государств, то хотя бы на уровень законодательных органов", — заметил Джусоев.

Что делать дальше

Признание независимости сказалось на югоосетинской экономике самым лучшим образом – открылась возможность официального сотрудничества с Россией. Был заключен целый комплекс соглашений и договоров, который позволил Южной Осетии сделать скачок вперед. Каждый год реализуются пункты Инвестпрограммы, они позволили восстановить республику на достойном уровне. Но сейчас задача другая – от восстановления нужно переходить к развитию. Это еще более сложно. Восстановление домов и улиц – это стройка, а развитие требует наличия определенных навыков и компетенций.
Ярко выраженная радость и эмоциональное выгорание: Джусоев о Дне признания Южной Осетии
Замруководителя администрации президента считает, что продолжать движение вперед нужно с модернизации законодательства Южной Осетии – в первую очередь, налогового и таможенного. Существующие не совсем современны и не отвечают реалиям.
"Нужно понимать, что в плане логистики мы находимся в довольно сложном положении, по сути в тупиковом. У нас нет выхода к морю, и мы граничим с двумя государствами. То преимущество, которое у нас теоретически есть – это более привлекательные налоговые ставки, таможенные режимы, которые могут привлечь сюда инвесторов", — сказал он.
Вторым вопросом политик назвал кадры. Большое количество молодежи уезжает за пределы республики и там же остается. Обвинять их в этом сложно – в республике нет для них работы. Необходимо предпринять конкретные шаги, чтобы создать рабочие места.

"Я думаю, что, когда молодые люди выбирают себе специальность, они не исходят из того, какие профессии необходимы для процветания республики. Главное – получить качественное образование. Чем бы человек ни занимался, если он образован, работает над собой, ставит цели, то он принесет пользу в первую очередь себе, потом своей семье, а уже затем – своему народу и республике", — подчеркнул Джусоев.

Также он отметил и необходимость развития продовольственной отрасли и сельского хозяйства – хоть они и не прорывные, но Южной Осетии необходимо избегать ситуации с перебоями с продовольствием из-за закрытого Транскама.
"После этого уже должна идти надстройка, проекты в других отраслях. Чтобы стабильно стоять на ногах, нам нужно определиться, чего мы хотим, и двинуться к этой цели единым фронтом. Если мы выстроим здесь нормальную систему законодательства в плане налогов, таможенных тарифов, то я думаю, что мы серьезно нарастим свои возможности финансово-экономические. У нас будут оставаться средства не только на удовлетворение каких-то базовых потребностей, которые всегда есть, но и на какие-то проекты развития", — добавил он.
"Нас признали!". Посол РФ в Южной Осетии рассказал, как встретил 26 августа 2008 года
Такими проектами, продолжил политик, могут стать инновационные разработки в области IT. В Южной Осетии живет очень талантливая молодежь, которая с легкостью бы занялась этим. Также очень важна политическая стабильность и отсутствие расколов в обществе.

"К этому дню, к 26 августа, мы пришли потому, что были едины, решали стоящие перед нами задачи. У нас уже выросло поколение, которое не помнит войны. Они не совсем знают, что у их сверстников в 90-е годы не было и толики тех возможностей, которые есть сейчас. Целое поколение пожертвовало личным будущим, чтобы сейчас у нынешней молодежи была возможность заниматься тем, чем хочется", — подчеркнул Джусоев.

Чтобы молодежь не забывала историю, нужен единый учебник истории для школ и качественное преподавание, считает он. За 14 лет, прошедших с Пятидневной войны, учебник так и не был издан – это огромное упущение.
"Я надеюсь, что вопрос будет решен. Также я считаю, что учебник должен быть единым для всей Осетии – для Южной и Северной. Через поколение-два мы получим людей с несколько иным качеством национального самосознания. Все упирается в образование", — заключил политик.